На Главную  

ЖИТИЕ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО


21-го сентября

Святитель Димитрий родился в 1651 году, в пределах Киевских, в местечке Макарове, и был при крещении назван Даниилом. Отец его, Савва, по прозвищу Туптало, был полковым сотником. Даниил поступил в училище в Киеве, и с ранних лет обнаружил великое усердие к молитве и к учению, предпочитая чтение книг и слушание благочестивых разговоров шумным играм с товарищами. Это расположение усилилось в нем с годами, и 17-ти лет, он, с родительскаго благословения, поступил в монахи в Кирилловский монастырь. Тут Димитрий (так был он наречен при пострижении), укрепляясь в вере и благочестии, усердно занимался между тем науками и обучался разным языкам. Богато одаренный умом и всеми способностями, он на благо употребил эти драгоценные дары Господни и, как верный служитель, о котором говорит Евангелие, умножил вверенный ему талант, обратя его на службу Богу и пользу ближнему. Он проповедывал слово Божие в Киеве, Чернигове и разных монастырях, был игуменом в Максаковской, а потом в Батуринской обители. Проповеди его привлекали множество народа и утверждали православие в тех областях, где оно несколько колебалось но причине частых и близких сношений жителей с соседними папистами.
Вскоре Димитрий был призван на другой труд. Чувствовалась необходимость собрать жития Святых. Давно уже митрополит Макарий начал это дело, собрав в своих великих Четии-Минеях жития Святых из разных книг; потом митрополит Киевский, Петр Могила, пожелал издать эти книги на более доступном для всех языке, но умер, не успев исполнить своего намерения. Теперь митрополит Киевский искал человека, которому мог бы поручить это, и избрал на то Димитрия, уже известного как благочестием, так и ученостью и трудолюбием. Димитрий начал этот полезный труд, бывши игуменом Батуринскаго монастыря, и постоянно занимался им в продолжение 20-ти лет, в сане архимандрита в Чернигове и Новгороде–Северском и митрополита Ростовскаго. Он собрал в Четиих-Минеях жития Святых, расположив их по дням, и заслужил тем нашу глубокую благодарность.
Между тем император Петр, тогда царствовавший в России, назначил Димитрия митрополитом Сибирским и Тобольском; но так как расстроенное здоровье Святителя и начатое им дело не позволяли ему предпринять отдаленнаго путешествия в Сибирь, то он был переименован митрополитом Ростовским и Ярославским. В этом высоком сане Димитрий еще более усилил труды свои; помня изречение Спасителя, что кому много дано, от того много и потребуется, он неутомимо заботился о благе вверенных ему душ, он устроил в Ростове училище из собственных доходов, следил за уроками, и часто преподавал сам, когда это позволяли ему разнообразныя занятия. Словом и проповедью он неусыпно старался изъяснить учение Христово; житием же воздержным, богобоязненным и честным представлял благой пример. Добрый, сострадательный и всем доступный, он помогал ближним всеми средствами: охотно подавал совет и наставление; ходил за больными; щедро раздавал неимущим пищу и одеяние, едва оставляя себе что-нибудь, так что по смерти ничего не оставил, кроме священных книг.
Беспрестанныя занятия, возложенныя на св. Димитрия новым саном, не мешали ему усердно продолжать Четии-Минеи, и, кроме этого, он написал еще много книг духовнаго содержания, молитв и духовных песней. Новое обстоятельство потребовало еще усиленной от него деятельности. Около этого времени появились раскольники, которые ложно толковали слово Божие; из своих скитов в Костромской и Нижегородской губерниях, и в Брынских лесах, распространяли они свое лжеучение, и смущали им людей, нетвердых в вере и в законе Господнем. Димитрий убедительным словом проповедывал о несправедливости их учения, и письменно обличал их заблуждения и указывал истину. Самое замечательное его сочинение против раскола есть “Розыск о Брынской вере”.
За эти подвиги св. Церковь прославляет его, называя православия ревнителем и раскола искоренителем, Российскою звездой, из Киева воссиявшей и через Новгород Северский в Ростов достигшею, всю же страну сию учением и чудесами озарившею, златословесным учителем. Смерть рано постигла Святителя. На 58-ом году он заболел и почувствовал приближение конца своего, хотя болезнь не казалась важною и не внушала никому опасения. Накануне смерти он призвал к себе певчих и со вниманием выслушал им же сочиненныя духовныя песни: "Надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость". Отпустив всех, он при себе оставил одного из певчих, который помогал ему в переписывании сочинений, и долго с ним беседовал о жизни, об обязанностях христианина; потом отпустил и его, и, проводив до двери келии, низко поклонился ему и поблагодарил за все оказанныя им услуги. "Мне ли, последнему служителю, ты так низко кланяешься, владыко святый" - сказал певчий. Митрополит опять поклонился, повторив: "благодарю тебя", и потом, став на колена, начал молиться. Певчий возвратился в дом свой с грустным предчувствием; рано поутру колокольный звон возвестил о кончине Святителя, котораго нашли умершим на коленях, как стоял на молитве. Это было в Ростове, в 1709-м году.
Спустя года после смерти Святителя, честныя его мощи и самыя одежды были найдены нетленными, и в 1763-ом году переложены императрицею Екатериной в серебряную раку. С тех пор великое множество богомольцев приходит в Ростов со всей России, чтобы поклониться мощам великаго Святителя.

Жития святых. Сентябрь. репринтное изд. Свято-Троицкой Лавры. 1991г. (по изданию "Избранныя жития святых, кратко изложенныя по руководству Четьих-Миней. Сентябрь. М., 1886 г./ под ред. А. Н. Бахметовой.)

 
 
На Главную