Эфиопия. Эфиопское христианство

По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская - это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Сюда, в Аксум, вернулась она после путешествия в Иерусалим, где гостила у Соломона. "И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками". От Соломона якобы родила царица сына Менелика, первого властителя Эфиопии. Со времен правления Македы остался в Аксуме только огромный, высеченный в гранитной скале бассейн Май Шум, в котором она якобы спасалась от жары. Когда это сооружение стало христианской святыней, неизвестно, но на праздник Тимкат, Богоявление, сюда стекаются верующие, чтобы совершить обрядовое омовение. Правда, последние несколько лет в стране свирепствует засуха и давно уже Май Шум не видели заполненным водой. Приходится набирать в кувшины мутную жижу и уже с их помощью совершать обряд. Рядом с бассейном стоят знаменитые стелы Аксума, вытесанные из цельного камня. У подножий - выемки для подношений верующих. Самая большая стела упала, вторую по величине в 37-м году вывезли итальянские фашисты. Существует легенда, что останки царицы Савской покоятся под одним из этих монолитов. Закат Аксума начался в VII веке. Некогда враждовавшие между собой арабские племена объединились под знаменем ислама. Они вторглись в Северную Африку, и с этого времени пошла быстрая исламизация. Христианский Аксум оказался в окружении мусульманских народов. Он лишился значительной части своих территорий и выхода к морю. С севера, из Эритреи, страна постоянно подвергалась нападениям кочевников бейа. История повторяется. Нынешняя Эфиопия, после того как ее северная провинция Эритрея объявила себя независимой, тоже фактически потеряла выход к морю и тоже ведет изнурительную войну за его возвращение.

Нынешний Аксум - это небольшой провинциальный городок. Помимо своих древностей он славен еще и тем, что последний эфиопский император Хайле Силассие воздвиг здесь крупнейший православный собор Африки, так называемый Новый Храм, посвященный Деве Марии. Можно спорить о его архитектурных достоинствах, но акустика в нем отменная.

Служители Нового храма показали нам икону. Сцена, на ней изображенная, признаться, нас удивила: Менелик похищает у своего отца царя Соломона Ковчег завета. Тот самый, в котором хранились полученные Моисеем от Бога скрижали с десятью заповедями. Ни в Библии, ни в исторических хрониках о подвиге Менелика нет никаких упоминаний. Но обладание этой святыней позволяет эфиопам считать себя избранным народом.

Со времен Менелика Ковчег, или то, что эфиопы называют Ковчегом, хранится в Аксуме. Специально для него император Василий построил церковь Девы Марии Сионской, которую называют Старой церковью. Сорок лет назад Ковчег Завета перенесли в небольшую часовню по соседству. Святыню берегут как зеницу ока. Входить в часовню позволено только хранителю Ковчега. Должность хранителя пожизненная. Перед смертью он сам выбирает себе преемника.

Охрана Ковчега и церковных ценностей - постоянная забота общины, все дела которой обсуждаются на совете достойных мужей, махаббаре. Собирают его не реже одного раз в месяц здесь же, на площади рядом с часовней. Допускаются на махаббар мужчины "подобающего возраста, не делающие зла, душа которых прекрасна и тиха". Женщины в обсуждении дел общины участия не принимают, стоят в сторонке. Впрочем, у них есть собственные махаббары. Такое собрание - заметное событие в жизни селения, это своего рода праздник, на который даже приглашают гостей из других общин. К нам сначала отнеслись настороженно, но узнав, что мы из православной страны, разрешили остаться. Махаббар заканчивается, когда выступят все желающие. На сей раз после долгих прений было решено выделить сторожу часовни деньги на патроны для его автомата Калашникова, чтобы ему было чем встретить грабителей. Христианство пришло в Аксум в IV веке. Первые христианские императоры Эфиопии также правили страной отсюда, из Аксума. На вершине холма вблизи города находится усыпальница двух царей - Калеба и его сына Габра-Маскала. Оба они были истинными ревнителями веры. Что, впрочем, не мешало им заботиться о земных благах. По легенде, прохладные, темные галереи служили императорам сокровищницей. В Эфиопии около 20 тысяч храмов. Среди них есть особо почитаемые, к ним паломники идут издалека. Каждый абиссинский христианин имеет своего духовного отца, или исповедника, который обязательно должен быть священником, например, из ближайшей церкви. Церковь же является основным центром городской и деревенской жизни. Священник, кес, пользуется в народе большим уважением. Он живет скромно, как простой крестьянин. В каждой церкви служат минимум два священника и три дьякона. Есть хранитель церковной утвари - габаз, по-нашему ризничий, и казначей - аггафари. Когда вы входите в эфиопский храм, то попадаете в кене мехлет - место, где поются псалмы. Красный занавес отделяет кене мехлет от алтаря. Там свершается таинство евхаристии. За кеддестом находится магдас - это святая святых. Там хранится табот, символизирующий Ковчег Завета. В магдас имеют право входить только священники. Если в него проникнет кто-то из мирян, да еще, не дай бог, увидит табот, церковь будет считаться оскверненной. Церковные службы очень длинные. Поэтому в церквях имеется большое количество посохов для стариков - им трудно выстоять по 5-6 часов. Стены старых церквей, таких как Дебра Берхан Силассие, как правило, украшены росписями. Художники в те далекие времена имели совсем другое представление о пропорциях, не знали перспективы и объема. Нечто подобное мы встречаем и в русской иконописи.
Эфиопия - страна бедная. Нищие здесь попадаются на каждом шагу. Особенно их много у церквей. Гид посоветовал нам запастись мелкими купюрами - по одному быру. Это приблизительно 4 рубля. Сумма ничтожная, но на нее можно прожить день, а то и два. На всех мелких купюр у нас не хватило, так что между нищими едва не возникла драка. Впредь мы взяли за правило раздавать милостыню незаметно. Местные христиане почитают Ветхий Завет так же ревностно, как и Новый. Они соблюдают заповеди Моисея и Христа. Им нельзя есть свинину, они обрезают детей на восьмой день от рождения. Добропорядочный христианин женится на вдове брата и не появляется в церкви после сексуальных сношений.
Гондар. Толкиен использовал этот топоним в книге "Властелин колец". Так в ней называется королевство дунадинцев в Средиземье. Королевство Рохан в романе тоже получило имя от древнего эфиопского города. Десять веков назад он был переименован в Лалибелу. Легенда гласит, что в те далекие времена здесь в царской семье родился наследник. Как только он появился на свет, его окружил рой пчел. Пораженная мать воскликнула: "Лалибела", что означает "пчелы признали его владычество". "Однажды душа Лалибелы услышала глас Божий, - рассказывал гид. - Творец повелел царю выстроить в Рохане новый Иерусалим. Так здесь появились свои Иордан, Голгофа, Масличная гора и удивительные храмы, высеченные в скале".
Существует придание, что созданию храмового комплекса сильно поспособствовали рыцари Ордена тамплиеров, которые специально для этого прибыли сюда из Иерусалима. Представить себе, что все это сделано человеческими руками, невозможно. Сначала каменотесы проделали глубокие щели, отделившие циклопические каменные блоки от скалы. И уже из этих блоков были вырублены целые здания церквей. Среди 11 храмов нет двух похожих, расположены они на разных уровнях и соединены туннелями. Самое крупное сооружение комплекса - храм Христа Спасителя, Бета Меданеалем. В нем хранится крест Лалибелы, с которым этот полумонах-полуцарь не расставался никогда. Верующие считают его чудотворным, излечивающим все болезни. Из Бета Меданеалем через проход в скале можно попасть на обширный двор церкви Бета Мариам, Девы Марии. Здесь есть бассейн, купание в котором, по местным поверьям, избавляет от бесплодия. Окна храма представляют собой разные по форме кресты. Есть тут и свастики. Внутри церкви Девы Марии высится каменный столб, скрытый от глаз тяжелым покровом. Священник утверждает, что столб весь испещрен письменами, которые повествуют о том, как создавались скальные церкви. Покров никогда не снимают - это считается святотатством. Поэтому тайна древних мастеров до сих пор не разгадана. В церкви Бета Мариам нам показали копию здешнего табота. Во время больших праздников сам табот священники выносят завернутым в цветные ткани и три раза обходят с ним вокруг церкви. Без табота, ковчега, храм - пустая скорлупа, мертвое здание. О влиянии иудаизма на обрядность эфиопов говорят и церковные одежды - они почти точно повторяют описание одеяний израильских жрецов в Библии - поверх длиннополого костюма надевается аскема, наперсник. Украшен он, правда, не драгоценными камнями, как у евреев, а расшит крестами. Под наперсником абиссинские священники носят кенат, пояс. Он соответствует кушаку иудейского верховного жреца. Узнав, что в его епархии работает съемочная группа из России, нас пришел благословить архиепископ Лалибелы. К сожалению, встреча была недолгой - его ждали срочные дела. Храмовый комплекс объединен сложной системой тоннелей и проходов. Наткнуться здесь на какой-нибудь склеп ничего не стоит. Рядом с полузаброшенной часовней Адама находится Бете Голгота - церковь Голгофы. Здесь хранятся мощи Лалибелы и реликвии, с ней связанные. После недолгих уговоров священники показали нам посох и крест святого. В Голгофе всегда людно. Верующие приходят сюда, чтобы попросить у Лалибелы помощи и защиты. Лалибела - так звали одного из царей, который запомнился эфиопам своей беспримерной мудростью и праведностью. При его жизни случались многочисленные чудеса, описанные в хрониках. С именем легендарного монарха связаны знаменитые выдолбленные в камне церкви. В государстве Лалибелу почитают как величайшего из святых. В эфиопских храмах не принято ставить свечи перед изображениями святых. Но все же свечи там зажигают - когда читают молитвослов или псалтирь. Богослужебный язык геэз прихожане теперь на слух воспринимают плохо, но церковные тексты прочесть может каждый.
Иконы у эфиопов больше похожи на внушительных размеров картины, выполненные на холсте. По праздникам, когда устраивают молебны, их выносят на улицу.

Самая поразительная из всех церквей храмового комплекса - Бета Гиоргис (Святого Георгия). Она стоит несколько на отшибе. В плане храм - это хорошо видно сверху - представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, вернее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале. В Эфиопии в храмы заходят только босиком. Пока прихожане молятся, за обувью присматривает специально для этого поставленный мальчуган.

Многие паломники задерживаются в Лалибеле на несколько дней, а то и недель. Специально для них в скалах вырублены кельи. Люди живут в этих темных клетушках, спят на грязном тряпье, едят, что поднесут. Есть и такие, кто приходит в эти святые места умирать. Время от времени в Лалибелу заявляется какой-нибудь отшельник. Для эфиопа он - посланец Бога. Отшельник может прийти в деревню среди ночи и завопить: "Страшная кара ждет вас! Покайтесь!" И люди покорно станут каяться. Если Бог явит ему что-нибудь во сне, отшельник обязан сообщить об этом мирянам.
Как мы уже говорили, у каждого эфиопа-христианина есть духовный отец. К нему обращаются за советом, ему дарят подарки. Если человек совершил недостойный поступок, духовный отец может в наказание повелеть ему, например, пожертвовать определенную сумму бедным. Нам повезло: в церкви Христа Спасителя проходил обряд венчания. Новоиспеченный муж - дьякон. В Эфиопии желающие связать себя узами церковного брака должны ждать год - считается, что за это время молодые смогут проверить свои чувства. Ведь после венчания союз расторгнуть уже нельзя. Возможно, поэтому большинство эфиопов предпочитают гражданский брак церковному. Жизнь этого народа за последние несколько столетий мало изменилась. Как и раньше, главной святыней эфиопов остается Ковчег Завета. Они пишут странные иконы, танцуют в церквях, не ставят свеч, по-другому крестятся, они обрезают детей и не едят свинину. И тем не менее эфиопы - православные христиане, пусть их православие и несколько отличается от того, к которому мы привыкли.

Источник: "Вокруг света"

Сайт "Агиограф" - проект историко - искусствоведческого портала "Монсальват"

© Idea & design by Galina Rossi

created at October 2003