Страдание святого мученика Феодора
В царствование императора Антонина
1
, когда Пергией памфилийской
2
управлял военачальник Феодот, для военной службы были набираемы здесь красивые и крепкие телом юноши. Вместе с другими юношами хорошего рода взят был и воспоминаемый ныне прекраснейший видом блаженный Феодор, который и был приведен к военачальнику Феодоту. Военачальник положил на него, как и на остальных юношей, воинский знак. Но святой Феодор немедленно сбросил его с себя, сказав:
- Я знаменован от чрева матери моей моим Небесным Царем Господом Иисусом Христом и не желаю быть воином для другого царя
Тогда военачальник спросил святого:
- Какого царя воином ты состоишь?
- Я воин Того Царя, Который сотворил небо и землю!
Военачальник, догадавшись, что Феодор христианин, спросил его:
- Не принесешь ли ты жертв нашим богам?
- Я никогда не приносил и не принесу жертв нечистым бесам, - отвечал святой.
Тогда военачальник приказал жестоко бить его, после чего снова позвал его на допрос и спросил:
- Одумался ли ты теперь, будешь ли ты мне послушен и поклонишься ли богам
- Если бы ты, - отвечал святой, - познал Сотворившего тебя Бога, то и сам пожелал бы поклоняться Ему.
Военачальник приказал после сего разложить костер, принести огромную железную сковороду, растопить большое количество смолы, серы и воска, положить мученика нагим на сковороду и поливать его кипящею смолою. Когда всё это готовилось, Бог внезапно сотворил дивное чудо: послышался оглушительный шум и сделалось землетрясение на том самом месте, где был огонь и сковорода; затем земля на том месте расступилась и из земной расселины в изобилии истекла вода, которая и погасила огонь и сковороду. Святой же мученик остался совершенно невредимым и сказал военачальнику:
- Вот ты видишь, что это дело не мною совершено, но Христом, Богом моим, Которому я служу. Если же ты желаешь познать силу твоих богов, то приготовь другой костер, снова разожги сковороду и прикажи во имя твоих богов положить на ней одного из твоих солдат, тогда ты увидишь бессилие своих богов и познаешь все могущество моего Бог.
Услыхавши это, бывшие здесь воины, сказали правителю:
- Нет, господин, не делай этого с нами, но поступи так со служителями (жрецами) наших богов. Сковорода одинаково послушается жреца как и Феодора и не опалит того, как и первого.
Приказавши немедленно пригласить жреца, военачальник спросил его:
-Как твое имя?
- Диоскор, - отвечал жрец, - мое имя.
Затем военачальник спросил жреца:
- Какими волшебными травами намазываются христиане, когда отправляются безбоязненно на огонь и остаются не опаленными там, как например это было сегодня с Феодором.
- Христиане не волхвы, - отвечал на это Диоскор, - но Христово имя столь сильно, что где оно с верою призовется, там разрушаются всякие волшебные чары и трепещут бес.
- Неужели, - спросил военачальник, - Христос сильнее нашего Зевса?
3
- Зевс и все остальные боги суть бесчувственные и глухие идолы, - отвечал Диоскор, - и я умоляю тебя не принуждать меня ложиться на сковороду, но если ты желаешь познать могущество Зевса, то лучше положи на огонь его самого.
- Да кто же может сие сделать, - продолжал военачальник, - кто осмелится класть на костер бога?