- Почему ты убоялся одного только римлянина, пришедшего без оружия? почему ты повиновался ему? почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?
- He видели вы того, что я видел, - отвечал им Аттила, - а видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам папы (это были святые первоверховные Апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея".
Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый овцами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю, готовясь в случае нужды даже пострадать от него.
Во время его святительства после еретика Нестория
4
выступили: Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, патриарх Александрийский
5
, бесстыдные хулители, которые сливали два естества во Христе Господе нашем, Божеское и человеческое, в одно. Своею ересью они сильно смущали Церковь Божию. Собрав в Ефесе
6
свое неправедное соборище
7
, они несправедливо осудили и замучили святого Флавиана, патриарха Цареградскаго
8
, защитника православия, и много зла причиняли православным. Тогда святой папа Лев употребил всё свое старание к тому, чтобы укрепить и умиротворить Церковь, смущаемую еретиками; он писал к царям, сначала к Феодосию
9
, потом к Маркиану
10
, чтобы они созвали вселенский собор. Наконец, в царствование Маркиана и Пульхерии
11
созван был против Евтихия и Диоскора, проповедующих во Христе Господе единое естество, единое действование и волю, вселенский собор в Халкидоне
12
, по счету четвертый, - на котором было 630 святых отцов
13
. На сем соборе святейшему папе Льву нельзя было присутствовать, - как по причине продолжительности пути и преклонного возраста, так и потому, что невозможно было ему удаляться из Италии вследствие часто случавшихся тогда нашествий врагов на эту страну; посему он послал своих наместников: епископов Пасхазия и Лукентия и пресвитеров Вонифатия и Василия. Во время прений с еретиками на том соборе, многими овладело сильное сомнение; тогда по повелению святых отцов, по поводу возражений еретиков, было прочтено послание святого Льва, папы римского, писанное к бывшему перед тем патриарху Цареградскому святому Флавиану, который созвал против Евтихия поместный собор в Константинополе. О сем послании рассказывается, что сам святой верховный Апостол Петр своей рукой апостольской исправил его; свидетельство об этом мы находим в Лимонаре святого Софрония Иерусалимского
14
:
- Поведал нам, - пишет святой Софроний, - авва Мина, настоятель киновии, именуемой Саламановой, находившейся близ Александрии, что он слышал такой рассказ аввы Евлогия, Александрийского патриарха
15
. Когда пришел я (рассказывал Евлогий) в Константинополь, я жиль с господином Григорием, архидиаконом римской Церкви, мужем по истине отменным и добродетельным и часто беседовал с ним. Он-то и рассказал мне о блаженнейшем и святейшим Льве, папе Римском: именно о нем записано в церкви Римской следующее: когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного Апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил сего Апостола:
- Если я, как человек, в чем-либо ошибся, или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь сие.