Жития святых, патерики, прологи, минеи, фрагменты хроник, апокрифы.
ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского Месяц февраль
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Месяц февраль
стр. 191

а также честь защитников православия. Мощи святого исповедника Христова Флавиана она перенесла с великой честью в Константинополь 16 . Диоскор же и Евтихий, преданные проклятию на четвертом вселенском соборе, бывшем в Халкидоне 17 , навлекли на себя вечную гибель. А церковь Христова, которую не смогли одолеть врата адовы, процветала, прославляя Христа, в двух естествах, неслитно и нераздельно познаваемого, хвалимого и превозносимого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Здесь разумеется церковь святой Софии, Премудрости Божией - соборный храм столицы, в котором была утверждена кафедра Константинопольских патриархов.

2 Святой Прокл, ученик святого Иоанна Златоуста, занимал Константинопольскую патриаршую кафедру с 434 по 447 год.

3 Императора. Феодосий II Младший, внук Феодосия Великого, царствовал с 408-450 г. Пульхерия была старшею сестрою Феодосия. Мудрая не по летам, она заменяла Феодосию, вступившему на царство 8-ми лет, мать и сначала управляла государством вместо него с титулом Августы, потом же разделяла власть вместе с императором.

4 Здесь разумеется инок Софийского монастыря в Константинополе - Никифор Каллист, умерший около 1350 г., его "церковная история" доведена до кончины византийского императора Фоки (611 г).

5 Евагрий Схоластик, автор церковной истории, обнимающей время с 431 г. по 594 г., между 537 и 594 годами.

6 Императрица Евдокия была дочерью Афинского философа Леонтия, лишенная, по смерти отца, части в наследстве, она приехала с жалобой на братьев в Константинополь, где нашла покровительницу себе в самой соправительнице императора -Пульхерии. Оценив красоту, ум и благонравие афинянки, Пульхерия приблизила ее к себе и решила на ней женить брата; но так как та была язычницей, то прежде всего Пульхерия привела ее к вере Христовой. Так, с именем Евдокии, юная афинянка сделалась императрицею, женою императора Феодосия Младшего.

7 Это было в 448 году.

8 Смысл слов Евтихия, очевидно, тот, что в момент зачатия два естества - Божеское и человеческое -: имели каждое самостоятельное значение и были отличны; но это был только один момент; когда же, при воплощении Бога, Божество соединилось с человечеством, то последнее было поглощено первым и во Христе стало одно естество.

9 Валентин - еретик, живший в первой половине II века. Он не признавал существование в Спасителе телесной природы и, таким образом, не считал его полным, совершенным человеком. Аполлинарий жил в IV веке. В противоположность Валентину он учил, что Христос имеет тело, но о соединении в Нем Божества с человечеством Аполлинарий мыслил очень своеобразно. Думая, что совершенный человек и совершенное Божество не могли соединиться в одно лицо, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа - тело и душу, третью же часть - дух - заступал в нем Божественный Логос (Слово). Таким образом он также не считал Христа совершенным человеком. У Евтихия есть точки соприкосновения и с Валентином и с Аполлинарием. Так как, по его учению, человечество поглощено во Христе Божеством, то Христос есть только Бог, а не Богочеловек, человечество Его является уже не действительно существующим, но чем-то воображаемым; а это довольно близко подходить к представлению Валентина, который учил, что человеческое тело Христа было не действительное, а только призрачное. С другой стороны учение о поглощении человечества Божеством очень напоминает учение Аполлинария о том, что во Христе высшая часть человеческого существа - дух - была заменена Божественным Логосом.

10 Новым Римом назывался Константинополь.

11 Патриарх александрийский Диоскор занимал патриаршую кафедру с 444 по 451 год.

12 Собор открылся 8-го августа 449 года. Он состоялся в той же церкви Ефеса, в которой заседал 18 лет пред тем 3-й Вселенский собор.

13 Комитами назывались спутники (свита) высшей чиновной особы в провинциях, а позднее и спутники императоров.

14 Икония - город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии; быль некогда главным городом Ликаонии - провинции, лежащей в средней части Малой Азии.

15 Святой Анатолий занимал патриаршую кафедру в Константинополе о 449 по 458 год.

16 Это было в 451 году.

  Предыдущая Начало Следующая    
На Главную
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
карта библиотеки
 

Новости