– Пойдем к благочестивому священнику Василию на Щековицу
9
, пусть он будет нашим игуменом и управляет иноками печерского монастыря.
Пришли все с поклоном к священнику Василию и сказали:
– Мы все, братия печерского монастыря, кланяемся тебе и хотим тебя себе в отцы и игумены!
Священник Василий был весьма изумлен, поклонился им в свою очередь земным поклоном и сказал:
– Отцы святые! я думал только о монашестве; куда мне недостойному быть игуменом.
И долго отказывался он, пока наконец не уступил их настойчивых просьбам. Тогда братия взяла его с собой в монастырь.
В пятницу на пострижение этого Богом избранного Василия прибыли преосвященный митрополит киевский Никифор
10
и боголюбивые епископы: Лаврентий туровский и Николай полоцкий, и все пречестные игумены: преосвященный митрополит Никифор постриг его собственноручно. Так стал он начальником и пастырем добрым иноков святого печерского монастыря после его молитвами, он был для всех образцом добродетелей, во славу и честь небесному Наставнику и Начальнику пастырей, Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Ему же со безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает от всего создания непрестанное славословие и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
________________________________
1 Поликарп в переводе с греческого значит многоплодный.
2 Симон – постриженик Печерского монастыря; отсюда он был взят вел. князем Всеволодом Юрьевичем в игумены основанного им во Владимире Рождественского монастыря; затем Симон был поставлен первым епископом Владимирской епархии, отделенной от Ростовской в 1214 г. Симон скончался в 1226 г. после двенадцатилетнего правления. Поликарп, тоже постриженник Печерского монастыря, откуда дважды был возводим на место игумена и дважды возвращался с него в Печерский монастырь; впоследствии он был игуменом Печерского монастыря. Из послания еп. владимирского Симона в Поликарпу и из послания последнего к Акиндину, печерскому архимандриту, содержанием которых служит ряд сказание о печерских чудотворцах и о чудесах, бывших в самом монастыре при построении его великой церкви, и составился знаменитый печерский патерик (отечник, отеческая книга, т.е. книга отцов или об отцах).
3 Ростислав Мстиславич – великий князь в 1154 г. (одну неделю); во второй раз великий князь в 1158 – 1167 гг.
4 Иоанн IV митрополит Киевский 1164 – 1166 гг.
5 Обычно в период домонгольский Киевский митрополит избирался и посвящался в Константинополе, и известно лишь два случая, когда митрополиты были не греки, а природные русские, избранные и посвященные в самой Руси. В 1051 г. так поставлен был митрополит Иларион; в 1147 г. митрополит Клим или Климент. На соборе (1147 г.) епископов, созванных для избрания и посвящения митрополита, между прочим епископ Черниговский, оправдывая поставление русского митрополита, помимо патриарха Константинопольского, говорил: "Я знаю, что епископы, составляя из себя собор, имеют право поставить митрополита, – к тому же у нас есть глава (мощи) святого Климента; как греки ставит (патриархов) рукой святого Иоанна, (так и мы поставим митрополита)".
6 Блаженный Поликарп был избран и посвящен в архимандрита Киево-Печерского монастыря в 1164 г.
7 См. Житие Антония Печерского 10 июля.
8 Память их совершает церковь под 2 мая.
9 Урочище в Киеве.
10 Никифор II, упоминаемый Летописью с 1182 по 1197 гг.
В тот же день память святых страстотерпцев князей российских Бориса (Романа) и Глеба (Давида). (См. 2 мая).
Житие преподобной девы Евпраксии,
Память 25 июля
Во дни благочестивого царя Феодосия Великого
1
был в Константинополе
2
один знатный сановник Антигон, родственник царю, человек разумный и в словах и в поступках,