"Когда я по временам сидел у преподобного Паисия, - пишет блаженный Иоанн Колов, - приходили к нему некоторые иноки, желая слышать от него полезное для их души слово и при этом часто просили его:
- Поведай нам, отче, о нашем спасении, - как мы должны жить для Господа?
Старец же на это говорил им:
- Соблюдайте заповеди Божии и сохраняйте отеческие предания.
И в другой раз иноки просили его:
- Скажи нам, отче, что-нибудь и еще на пользу наших душ.
Божественный же муж, видя прозорливыми очами своими помышления их, каждому сказал то, об чем он думал, и при этом поведал им, какие из помышлений их благи, и каковые - порочны, и от чего эти помыслы пришли к ним на сердце.
Иноки эти, весьма удивляясь прозорливости старца, сказали мне (повествует Иоанн Колов) наедине:
- Поистине, отче Иоанн, авва Паисий открыл нам все тайны сердец наших, и то, что одному только Богу было известно, он ясно это видел в нас.
Я же на это сказал им:
- Много раз и мы по опыту познавали сию его прозорливость; если вы верите мне, то скажу вам истину, ибо ничего иного не намерен об нем говорить, кроме правды: ведь мы боимся истинного Судии, Который говорит в святом Евангелии: "от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Матф. 12:37). "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Матф. 12:36). Итак, неложное и непраздное слово я вам говорю, - всё, что я часто про себя думал и что я тайно делал от других, отец Паисий, встречая меня, когда я к нему приходил, - обо всем этом говорил мне, как будто он был в келлии вместе со мною и видел всё мною совершаемое".
Иноки, услышав это от меня, подивились и сказали:
- "Он дает силу и крепость народу Своему" (Псал. 67:36).
И после этого ушли, прославляя Господа за ту Его великую благодать, какая была дана рабу Его, святому Паисию.
Скажем еще и о том, как сильны были молитвы преподобного и как они могли отступившего от Бога великого грешника снова привести к Богу и обратить его на путь спасения.
Один брат, по имени Исаак, следуя влечению своего сердца, решил оставить свой пустыннический подвиг безмолвие и поселился близ города; и так как он, для продажи своего рукоделия, часто входил в этот город, то весьма скоро впал и в сеть пагубную: одна еврейка подошла к нему что-то купить из продаваемого им; он же, взглянув на лицо ее, заметил красоту ее и тотчас же был охвачен нечистым помыслом к ней; также и женщина та, видя, что он совсем еще юноша, устремила свой взгляд на него, и после происшедшей между ними беседы, они воспламенились друг к другу сатанинскою любовью. Таким образом вскоре, при бесовском содействии, инок увязнул в сети той скверной женщины и, зачав болезнь, родил беззаконие: оставив иночество, он женился на ней и - о, горе! что еще того хуже, - он, окаянный, не только иночество, но и веру свою оставил по любви к этой женщине; он перешел в иудейскую веру и, служа ветхозаветному закону их, жил вместе с евреями, был их постоянным собеседником и хулил Христа, Спасителя нашего, как и иудеи хулят: Исаак во всем следовал воле скверной и нечистой жены своей, которая была объята такою злобою ко Христу и такою ненавистью к пресвятому имени Его, что часто, положив голову окаянного своего мужа себе на грудь и открыв ему рот, небольшим сучком вырывала зубы его, произнося при этом: "да не останется между зубами какая-либо часть христианского причащения", - ибо нечестивая жена эта думала, что у христиан божественное Причащение долго остается между зубами; - и муж уступал злобе ее и поистине стал врагом Христу, Господу нашему. 0, безбожие! знаю я, - говорит списатель, - что все услышавшие об том возболят сердцем своим, но я удивляюсь Божию