Сии речи святых привели в стыд гимнософистов, увидавших себя побеждёнными после сих слов.
Тогда заговорил, улыбнувшись, святый Васой:
- Имеет и сарацинский законодатель, - сказал он, - славного и истинного пророка, пророчествовавшего о нем, святого Исаию; и если бы я не опечалил сих премудрых мужей (т. е. гимнософистов), то сказал бы им сие пророчество.
- Нисколько не опечалимся, - сказали они, - ибо умеем прощать согрешающим по неразумию, хотя бы и сказали что нехорошее о нашем пророке.
-"Не вы ли говорите, - продолжал святый,-что пророк Магомет самый последний из пророков?
- Да, это так, - ответили те.
Тогда святый Васой сказал:
- Исаия, коего и вы исповедуете, как пророка Божия, говорит в одном своем пророчестве: "отсечет Господь у Израиля голову и хвост" (Ис. 9:14). При этом сам же Исаия объясняет свои слова дальше, разумея под главою, - смотрящих на лица, т. е. творящих неправедный суд, а под хвостом разумея пророка. "а пророк-лжеучитель есть хвост" (Ис. 9:15). Не разгневайтесь, мужи, - ваш пророк не "хвост" ли, как самый последний (по вашему же слову) из пророков? И не учит ли вас беззаконным делам? Ибо разве не беззаконие то, что ваш пророк положил для вас законом, напр., если какой-нибудь муж, возненавидев свою жену, отвергнет ее, то снова может взять ее к себе не прежде, чем она будет взята другим мужчиной. Умолчим о других беззаконных постановлениях Магометова закона; сказанного довольно для уразумения пророчества Исаии, что не о ком либо ином, а только о вашем пророке Магомете, изрёк он пророчество, говоря: "И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут" (Ис. 9:16).
- Умеем и мы философствовать, - сказали гимнософисты, но, поелику так угодно Богу, кто мы, чтобы противиться Его воле? А Магомет не имеет нужды в свидетельстве человеческом, ибо поставлен от Бога, от Коего и принял такие законы.
- Неужели от Бога он принёс вам такой закон, чтобы иметь многих жён и с ними, во время ваших постов, проводить целые ночи до восхода солнца в объядении и телесных удовольствиях? - спросил святый Васой.
Они ответили:
- Да, это истинно.
Тогда сказали другие святые:
- Надо ответить и на первый ваш вопрос, по которому будто бы лучшая вера у тех, у кого бывает большее мужество на войне и победа. Если вы производите вашу веру от воинской силы, то вспомните древнюю силу персов, которые завоевали многие страны и покорили себе почти всю вселенную; после них настало господство греков, когда Александр Великий победил персов; потом Рим завоевал всю вселенную. Что же? Неужели все они имели истинную веру, ибо были сильны на войне? Нисколько. Все они сильно были преданы идолопоклонству, не зная Истинного Бога, Творца всего. Как же вы говорите, что ваша вера истинная, потому что вы (по попущению Божию за наши грехи) в последнее время победили нас силою своего войска? Ведь часто случается и нам, христианам, истинно исповедывающим Бога, при Его помощи, иметь одоление над врагами и побеждать. Когда же мы, прогневавши Христа, Господа нашего, не приносим покаяние, тогда Он наводит на нас нечестивых людей, отмщая нам за наши грехи. Тем не менее мы, и наказываемые, не отрекаемся от нашего Владыки, но просим Его милости, веруем и имеем надежду, что Он помилует нас. Вашего же учителя, не имеющего свидетельств от пророков, и даже противного святым пророкам, мы нисколько не почитаем, но совершенно отвергаем.
После сей беседы гимнософисты, посрамленные и разгневанные, возвратились к своему князю.