девство Богу, ибо в Ветхом Завете необычно было девам не вступать в брак, так как супружество было в большем почете, чем девство
22
. Пречистая же Дева первая в мире предпочла девство супружеству и, уневестившись Богу, служила Ему чистым девством своим день и ночь. Пресвятой Дух, благоволением Бога Отца, готовил в Ней вместилище Богу-Слову. Да будет же Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троице слава и благодарение; Пречистой же Владычице нашей Богородице, Приснодеве Марии, честь и хвала от всех родов во веки. Аминь
23
.
Тропарь, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно два является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4:
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь водится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе божественном, юже воспевают ангели Божии: сия есть селение небесное.
________________________________________________________________________
1 Припев на девятой песни канона.
2 Кивот, ковчег - деревянный ящик, обитый снаружи золотом. В нем находились: скрижали Завета, манна и жезл Ааронов. Он был прообразом Божией Матери, отчего Святая Дева и называется Кивотом и Ковчегом.
3 Стихира праздника на великой вечерне.
4 Орган - духовный инструмент, вероятно в роде свирели (музыкальное орудие пастухов ).
5 Псалтирь- струнный инструмент, в роде арфы или лиры. Преимущественно игрою на нем сопровождалось пение священных песней или гимнов.
6 Кимвал - бряцательный инструмент, состоящий из двух широких металлических кружков, которые, будучи ударяемы один о другой, издавали громкий звук.
7 Гусли - струнный инструмент, имевший форму треугольника.
8 Кондаком называется священная песнь, вкратце выражающая сущность праздника.
9 Стихира на великой вечерне.
10 Канон, песнь 4.
11 Под Великим Архиереем, прошедшим небеса, разумеется Иисус Христос. Евр. гл. 4, ст. 14.
12 Это, по преданию, тот самый Захария, который был отцом Иоанна Крестителя. Евангелие называет его священником, Авиевой чреды (Лук. гл. 1, ст. 5).
13 Эти пятнадцать ступеней находились при входе во святилище, куда никто не мог входить, кроме священников и первосвященника. Священники, при восхождении во святилище, на каждой ступени пели по псалму; переступая со ступени на ступень, они пели всего 16 псалмов; отсюда эти псалмы называются "песнями степеней" или "степенными". По счету это 119-133 псалмы.
14 Святое Святых - самая важная и священнейшая часть храма. В нее мог входить один только первосвященник, и то раз в год.
15 Т. е. притвором священников, в котором приносились жертвы и по сторонам которого были жилые комнаты для посвященных Богу, - и святилищем.
16 Храм Соломонов был разрушен Навуходоносором, царем Вавилонским. Новый храм был построен Зоровавелем спустя 62 года после разрушения первого.
17 Жил в I в. по Р. Хр.
18 Назореи были лица, давшие обет Богу не вступать в брак, воздерживаться от употребления вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос. Обыкновенно назорейство продолжалось известное время, было принимаемо добровольно, по разным побуждениям; но иногда родители давали обет назорейства за своих детей: и именно в том случае, когда они, не имея детей, желали получить их от Бога.
19 Живший в VIII ст.
20 Израильтяне считали часы дня от восхода солнца такт,, что 3-й час соответствовал нашему 9-му утра; конец 6-го часа - нашему полудню; с 9-го час. день клонился к вечеру.