Так утешил Господь Своего раба среди мучений, и превозмогла благодать Божия все страдания, так что святой забыл о своих болезненных ранах и о тяжких мучениях, которые доблестно претерпевал. Он был мучен до тех пор, пока не устали мучители и, заключенный после мучений в темницу, благодарил Бога, сподобившего его пострадать за Него.
Потом, вызвав на суд святого Папилу, Валерий начал спрашивать, – как бы впервые видел его:
– Какого ты рода и отечества и каков род твоих занятий?
– Ты уже знаешь о мне, – отвечал святой, – что я родился от благородных родителей в городе Пергаме, владею искусством врачевания, – не того, что зависит от трав, растущих на земле, но того, которое подается свыше от Бога; сие врачевание не только пользует тело, но исцеляет и душевные болезни.
Тогда судья сказал:
– Искусного врачевания не может быть, помимо изучения того, что написано Галином
9
и Гиппократом
10
, которым искусство врачевания дано от богов.
Папила отвечал:
– Галин, Гиппократ и ученики их только тогда могут вылечить больного, если мой Христос, по неизреченному милосердию, соблаговолит подать ему Свое врачевство. Иначе оказывается напрасным их искусство и бесполезной их опытность во врачебном деле; а те, кого ты называешь богами, как могут позаботиться о чьем-либо здоровье, если сами себе не могут ни в чем помочь! И если хочешь узнать истину, испытай на деле: вот ты видишь, что сидящий возле тебя слеп на один глаз: пусть же твои боги подадут ему прозрение, и я после того ничего не скажу.
– Может ли кто быть таков, чтобы исцелить его? – сказал на это Валерий.
– Не только сие, – отвечал святой, – но и всякие другие неизлечимые болезни исцелит тот, кто призовет Христа, Целителя всех болезней.
– Так пусть же мы увидим ныне то, что ты говоришь, – сказал Валерий, и если ты в силах, исцели его пред нами, чтобы он прозрел.
– Я не хочу тотчас же делать сего, – отвечал Папила, – чтобы ты не стал приписывать чуда своим бесам; но пусть сначала ваши врачи призовут которого либо из своих богов, потом и я покажу могущество моего Христа.
Тогда Валерий созвал своих жрецов и повелел им призвать богов, чтобы они исцелили его слепого советника. Они взывали к суетным богам своим, призывая каждый из них своего бога: тот Аполлона, другой Асклипия, один – Зевса, другой – Гермеса. И было достойное смеха дело: весь день молились тем, которые не могут оказать никакой помощи, взывали к глухим, приносили жертвы бездушным и, будучи сами ослеплены душой, оказались не в силах просветить одного телесного ока.
Что же делает Христов раб? – Он возвел к небесам очи телесные и душевные, и призвал милосердого Господа; потом прикоснулся своею рукою к слепому оку, сотворил над ним крестное знамение, и больной тотчас прозрел. При сем он не только прозрел телесным оком, но просветился и душевными очами: ибо Божественный свет коснулся его сердца, и он, как бы пробудившись от сна, познал немощность суетных богов и уразумел силу Единого Бога, Иисуса Христа, Света истинного, просвещающего всякого человека грядущего в мир (Иоан.1:9) и уверовал в Него. Не только тот человек, но множество и других людей пришли, чрез сие чудо, к познанию правды; ибо кого сие преславное чудо не привело к удивлению и вере? – и всякий, видя и слыша сие, говорил: «Поистине велика