И он сначала послал в Назарет св. Зосиму в оковах, а потом и сам отправился туда. Выбрав время для суда, Дометиан велел привести Зосиму и спросил его:
– Расскажи о своем волшебстве, как ты очаровал зверей?
Зосима в ответ на сие исповедал, что он – христианин.
Тогда князь велел повесить святого вниз головой, навязать ему на шею большой камень и строгать железными когтями.
После сего он опять спросил:
– Расскажешь ли ты теперь о своем волшебстве?
Зосима на это сказал:
– Христос, Бог мой – вот Кто послал зверей на утешение мне в пустыне.
Князь сказал ему:
– Если звери слушают твоего Бога, то повели придти сюда одному зверю: тогда мы все примем твою веру.
Зосима, воздев свои честные руки к небу, стал молиться.
– Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! – говорил он, – послушай меня, раба Твоего, пошли сюда льва, чтобы он служил мне.
И внезапно в город вбежал страшный лев, – и все, увидав его, разбежались. Лев же, подойдя к Зосиме, стал поддерживать камень, который был привязан к его шее.
Тогда князь стал просить святого:
– Зосима! укроти зверя и мы отвяжем тебя.
Зосима повелел зверю быть кротким, и князь приказал развязать святого и хотел послать его к царю. Но Зосима предал Богу дух свой1. Христиане погребли с честью тело святого, прославляя Отца, Сына и Святого Духа, славимого во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Страдания св. Зосимы относятся к началу IV века ко временам царствования римского императора Диоклитиана. Память св. Зосимы пустынника совершается еще 4 января вместе с св. Афанасием комментарисием (смотрителем за узниками, ведшим им запись), который, увидев Зосиму невредимым после страшных мучений, уверовал во Христа и после молитвенных подвигов предал дух свой Господу в пустыне. Св. Зосима, по минейным сказаниям, кратко передаваемым и св. Димитрием Ростовским под 4 января, скончался не сразу после претерпенных от Дометиана мучений, а мирно предал дух свой Господу там же в пустыне, вместе св. Афанасием, в расщелине одной скалы.
Память святого благоверного князя Феодора, смоленского и ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина
Святой и блаженный князь Феодор, по прозванию Черный, был сыном Смоленского князя Ростислав Мстиславовича и происходил в девятой степени от св. равноапостольного князя Владимира
1
. Феодор имел двух братьев, Глеба и Михаила, которые, по смерти отца, обидели его, дав ему в удел один только город Можайск
2
. Несмотря на то, он не гневался на них и терпеливо владел сим уделом. За таковое его незлобие Бог впоследствии вверил ему в управление славный город Ярославль. Это произошло следующим образом: в Ярославле жила княгиня Ксения, супруга князя Василия Ростовского, у коей была единственная дочь. Благоверный князь Феодор женился на сей дочери князя Ростовского, от которой впоследствии имел сына Михаила и дочь, и получил во владение город Ярославль
3
. А по смерти брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение
4
.