Вход
Текущее время Пн Сен 23, 2019 10:04 am
Найти сообщения без ответов
Единорог
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Бестиарий
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Сб Июн 07, 2008 8:41 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Из книги:
Леманн Иллюстрированная история суеверий и волшебства

«Самое неукротимое животное есть единорог, имеющий тело лошади, голову оленя, ноги слона и хвост кабана. На средине лба он имеет рог, длиной в 2 локтя (почти 1 метр). Никто не мог изловить зверя живым». Таким образом, Плиний при описании единорога прибегает к сравнению его членов с таковыми жe других животных, и мы должны ожидать, на основании до сих пор нам известного, что сходство это преувеличено. Все же, однако, Плинии дает нам признаки, достаточные для определения единорога. Есть только два животных, которых ноги похожи на слоновьи: бегемот и носорог. Так как только последний может дать повод к описанию рога на лбу, то легко предположить, что он именно и есть загадочный единорог. Хотя тело его мало походит на тело лошади, а голова на оленью, но этому нельзя придавать большого значения; мы знаем, что сходство преувеличивается; ведь и ноги носорога тоже не вполне похожи на ноги слона по числу копыт. Утверждение Плиния, равно как и других писателей, о крайней дикости единорога, конечно, также вполне соответствует нраву носорога, который нигде никогда не был домашним животным. Однако против этого можно возразить, что носорог был прекрасно известен Плинию, у которого есть верное описание его. Плиний сам говорит, что не раз видал его на арене цирка. Поэтому казалось бы, что в основание рассказа Плиния о единороге не могло быть положено смешение его с носорогом, так как он описывает двух животных, из которых одно он сам видел.
Мне кажется, однако, что такое смешение вполне возможно; единорога он описывает лишь основываясь на словах какого-нибудь прежнего автора, которого он просто пересказывает целиком, он мог не подозревать, что введен в заблуждение и что мнимый единорог есть не что иное, как хорошо известный ему носорог. При изучении других авторов мы можем найти подтверждение этого предположения. Современник Плиния, географ Изидор Медийский говорит также о единороге (monoceros), но уже прямо прибавляет, что это то же животное, которое называется носорогом (rhinoceros). Изидор говорит далее, что единорог (он же носорог) настолько дик и быстр, что не может быть пойман обыкновенными средствами, а только непорочною девицей; — это примечание играет потом большую роль в средневековых легендах об единороге. Эти примеры, число которых можно было бы увеличить до бесконечности, доказывают нам, что и в старинные времена неточности наблюдения были те же, что и теперь. Из них же видно, как из таких ошибок зарождаются суеверия и баснословные образы, которые существуют много веков и искореняются только более тщательными исследованиями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Сб Июн 07, 2008 8:59 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Ср Сен 17, 2008 5:48 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Алхимическая аллегория: "Тело, душа и дух".

На следующей иллюстрации в книге Лямбшпринка изображены единорог и олень, прячущиеся в лесной чаще. Единорог - это дух, олень - душа, а лес - тело.

Мудрецы говорят правдиво,
Что есть в том лесу два зверя;
Первый славен, прекрасен и быстр,
Великий и сильный олень;
А второй зверь - единорог.
Оба скрыты они в лесу,
Но достанется счастье тому,
Кто поймает их

Из книги: Курт Зелигманн. История магии и оккультизма

***

А этот полный стих из книги Лэмбспринка:

Мудрецы правдиво утверждают,
Что два животных обитают в чаще:
Одно славное, прекрасное, и быстрое,
Это олень, большой и сильный;
Другое же - единорог.
Они скрываются в лесу,
И счастлив будет тот,
Кто сможет их поймать в ловушку.
Здесь Мастера открыто показали,
Что повсюду
Звери эти живут в лесах
(Но знай, что лес только один).
И если образ этот применить к Искусству,
То лесу тело уподобим,
Что будет верно и не ложно.
Дух же единорогом был всегда.
Олень другого имени не хочет,
Кроме Души; и это имя ему пристало.
Тот же, кто знает как приручить зверей Искусством,
Чтобы они соединились вместе,
И как ввести их в чащу и вывеcти оттуда,
По праву назовется Мастером,
Так как понятно нам,
Что он достиг до плоти золотой,
И триумфатор он во всем; и даже
Над Августом Великим властен.

Последний раз редактировалось: Galina (Сб Сен 27, 2008 3:10 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Сб Сен 27, 2008 3:09 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


Иллюстрация из книги: ClairdeLune and other Troubadour romances
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Май 10, 2009 4:37 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

О лечебных свойствах единорожьего рога
из книги:
Бергер Е. Об опасности укуса рыжего человека
(Представления о яде в медицинской литературе XVI в.)



...существовало и «народное средство», служившее универсальным противоядием. Этим средством считался рог единорога, растертый в порошок или кусочком. Действенность рога единорога признавалась и в народе, и при королевском дворе, (« его сильно уважают короли, принцы и сеньоры, и даже народ »), и Карл IX непременно клал в кубок это удивительное средство, опасаясь отравления. Особенно приятно, что рог единорога не обязательно было принимать внутрь, как териак, а можно было просто поместить рядом с ядом, и яд обнаружится ( se decouvre ) . Древние говорят, что короли Индии держали в кубке эти рога, из которых пили только они, и это помогало избега ть всех неизлечимых болезней, и если они пили из этих кубков, то могли не бояться никакого яда. Короче, применение рога единорога сулило захватывающие дух перспективы, и не приходилось удивляться, что «рог этот дороже золота», и Паре считает необходимым привести примерные расценки на это снадобье.
Паре не скрывает своих сомнений по поводу действенности этого чудесного средства. Едва ли не первым он пытается ввести единорога в сферу эксперимента и логического анализа. Первое, что его смущает, - невозможность идентифицировать самого единорога. « Какой он на самом деле, установить трудно, хотя никто не сомневается, что он существует » . Его описывают Плиний, Аристотель и другие античные авторы, но их о писания очень различны: одни говорят, что он похож на лошадь, другие – что на осла, оленя, слона, носорога и проч. Есть версия, что он белого цвета, но не исключено, что и черного. Некоторые говорят, что единорог и носорог - это одно и то же. Но если бы это было правдой, пишет Паре, не было бы больше сомнений относительно единорога, потому что носорог несколько раз присутствовал на публичных зрелищах римлян. А единорога на этих великолепных зрелищах не было. В амфитеатре Диоклетиана показывали огромное количество самых странных животных, то же было и во времена императора Гордиана, императора Филиппа . А единорога никогда не было, и при описаниях римских триумфов, когда перечисляются всевозможные диковинные звери, единорог ни разу не упоминается. Павсани й прямо говорит, что носорог и единорог - разные животные, у носорога два рога, а у единорога только один . Что же касается врачебной среды, то ни Гиппократ, ни Гален, ни кто-либо другой из античных классиков о единороге не упоминали.

По поводу места обитания и повадок единорога также не выработано общего мнения. Одни говорят, что этот неизвестный зверь водится в Индиях, другие – что в Эфиопии, третьи – что в новых землях, а иные совсем не могут ответить на этот вопрос. Нет согласия о его виде, цвете и нраве: одни говорят, что это самое страшное и свирепое животное из всех, и тот, кто его видел, в живых не остался; другие, напротив, считают, что он добрый и нежный, любит особенно молодых девиц. Есть мнение, что если единорог войдет в воду, она закипит, говорят, что он помогает от чумы и других ядов, но некоторые считают все это сказками. Таким образом, каждый народ по-своему представляет единорога и приписывает ему таинственные качества.
А если нет согласия относительно подлинности животного, следовательно, нет возможности установить и подлинность этого рога. Рога единорога все описывают совсем по-разному. Всюду есть рога единорога: в Венеции, в Страсбурге, в Сен-Дени – и они совсем непохожи друг на друга. Увидев один такой «рог единорога» или то, что за него выдавалось, целиком, Паре замечает: е сли попытаться восстановить размер головы по такому рогу, зверь получится величиной даже не со слона, а с большой корабль. Вероятно , это большое морское животное (гравюры из книги Паре изображают нарвала) . Лично я думаю, - пишет Паре, - что единорог еще не открыт или по крайней мере встречается так редко, что это обман - продавать рога единорога, это явно не они.

Следующая группа контраргументов против тезиса о целебности единорога лежит в сфере не книжного знания, но чистого опыта. П аре несколько раз про водил опыты с рогами, названными единороговыми, и не видел никакого эффекта. Говорили, что если его опустить в воду, этой водой нарисовать круг на столе, потом поместить в этот круг скорпиона или паука, и они умрут, и не смогут выйти из круга. « Я пробовал несколько раз, и это ложь. Они прекрасно выходили из круга и не умирали » . Другие говорят, что если рог единорога поместить в воду и кипятить ее, из нее будут выходить капельки, подобные жемчужинам. «Говорю, что это же самое будет и с рогами быка, козла, барана, любого другого животного, с бивнями слона, одним словом с любыми пористыми телами: воздух будет выходить, давая место воде, и будут такие пузырьки». Еще говорят, что если дать его проглотить голубю или курице, отравленными мышьяком или другим ядом, они не почувствуют никакого вреда. «Это также ложь, как показывает опыт» . Говорят, что рог единорога запотевает в присутствии яда. «Но это невозможно, поскольку это эффект, проистекающий от изгоняющей силы ( vertu expultrice ). А у рога нет такой силы: все блестящие вещи, стекла, зеркала, мрамор от небольшого количества влаги, которую они получают даже от холодного и сухого воздуха, кажутся запотевшими, но это не настоящий пот. Ибо пот – это эффект живой вещи. Рог единорога – это не живая вещь, но если его отполировать, запотеет». Существовало также мнение, что если его поместить в огонь, он распространяет запах мускуса. «Опыт показывает, что это все не так». Впрочем, всегда оставалось сомнение, что «возможно, рога, которые я испытывал, - не настоящие рога единорога».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Бестиарий Часовой пояс: GMT
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net