Вход
Текущее время Чт Мар 28, 2024 10:10 am
Найти сообщения без ответов
Праздник святого Валентина

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Пн Сен 03, 2007 6:24 am
Заголовок сообщения: Праздник святого Валентина
Ответить с цитатой

Праздник св. Валентина
установил Папа Геласий I в 496 г. — в замену языческого торжества в честь бога Луперка ("Луперкалии"), которое он запретил. Леперк в римской мифологии был покровителем плодородия и защащал стада от волков. Одновременно с ним римляне поминали и волчицу (лат. — «lupa»), вскормившую Ромула и Рема. Грот, в котором она вскармливала основателей Рима, по предания был у подножья Палатинского холма. В день Луперкалий совершались жертвоприношения и женщины состязались в беге вокруг Палатинского холма, а мужчины подстегивали их ремешками, вырезанными из шкур принесенных в жертву животных. Считалась, что эта процедура увеличивает рождаемость и облегчает роды. В этот же день юноши и девушки тянули жребий — кому с кем дружить весь следующий год. Вот все эти безобразия Папа Геласий и пытался прекратить. В части соревнований это ему, кажется, удалось. Но вот «любовная лотерея», судя по всему, не вполне отмерла, а трансформировалсь в обычай, согласно которому юноша был обязан в течение года оказывать внимание первой девушке, которую он встретит в день св. Валентина. Он при этом должен был называть ее своей «Валентиной», а она его — своим «Валентином».
О самом св. Валентине почти ничего неизвестно. Джакоппо де Варацци, архиепископ Генуэзский (ум. в 1298 г.) [в русской традиции его именуют «Яков Ворагинский»] в агиографическом сочинении, получившем название «Legenda Aurea» ("Золотое Предание"), сообщает, что он был «достопочтенным священником», которого император Клавдий пытался склонить к отречению от Христа. Но Валентин отвечал ему с такой убежденностью, что чуть не привел к Христианству его самого. Император, однако, в последний момент все же передумал и, вместо того, чтобы принять крещение, велел заточить Валентина в темницу.
Там кто-то из чиновников (Архиепископ Джакопо называет его «префектом») сказал Валентину: «Меня удивило, что ты своего Христа назвал »светом". Вот моя дочь, она слепа от рождения. Пусть она увидит свет и я тебе поверю!". По молитве Валентина девушка исцелилась и тогда, как сообщает «Legenda Aurea», весь дом «префекта» обратился. После этого император Клавдий повелел Валентина обезглавить мечом, что и было совершено, как пишет архиепископ Генузский, «... где-то году в 280-том».
Вот — основа, на которую потом наложилось много всяких догадок и домыслов. Дело в том, что по сообщениям источников, число «Валентинов» доходило до семи (среди них по меньшей мере одна женщина). Джакоппо де Варацци записал предание только об одном из них. Но был еще мученик Валентин, епископ города Терни, а в Германии — св. Валентин из Рециума, который жил, впрочем, где-то в V веке.
Но и в самом сообщении «Legenda Autra» не все достоверно. Так, не совпадают год мученичества с годами правления императора. Клавдий II «Победитель готов» ("Gothicus") правил с 268 по 270 год и, стало быть, не мог быть причастен к смерти мученика, если та приключилась «... где-то году в 280-том». Или год не тот, или император не тот. Позднее решили, что император уж верно тот и поэтому год гибели св. Валентина перенесли на 10 лет раньше — на 270 год. Это, правда, мало помогло. Император Клавдий весь этот год провел в походах против готов и германцев, в Риме скорей всего, и не бывал, да и умер от морового поветрия не в «Вечном» городе, а в своей ставке в Паннонии. С момента его смерти и до 282 г. в Риме сменилось не менее 5 императоров, из которых только два — Аврелиан (270-275) и Проб — удержались на престоле больше года. Если год был тот, это означало, что император, это не Клавдий, а Проб (276 — 282). Но беда в том, что его полное имя — Марк Аврелий Эквиций — заставило некоторых писателей путать его сразу с двумя императорами — знаменитым философом Марком Аврелией и уже упомянутым Аврелианом. Поэтому, некоторые источники до сих пор сообщают, что св. Валентин пострадал при Аврелиане...
Вот каковы факты. Все остальное — позднейшие включения, порой трогательные. Например: император Клавдий собирал армию на войну с готами, но вербовка шла через пень колоду, потому что мужья не хотели расставаться с женами, а женихи с невестами. Император, чтобы решить проблему, запретил браки, но св. Валентин не принял этот запрет на свой счет и продолжал венчать, за что и был казнен.
В заключение — в православные святцы св. Валентин с датой мученичества 14 февраля — не попал. Вероятнее всего, он долгое время был святым местночтимым, также как Луперкалии были, в основном, римским городским праздником. И культ его более или менее сложился где-то после 1054 года.

Роман Ищущий
http://beseda.voskres.ru/voskres/forum/0/archive/18/18181.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net