Вход
Текущее время Вт Янв 22, 2019 1:45 am
Найти сообщения без ответов
Культ Девы Марии у Тамплиеров

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Святые христианской церкви, апологеты, схоласты, ученые
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Авг 12, 2007 6:58 am
Заголовок сообщения: Культ Девы Марии у Тамплиеров
Ответить с цитатой

В теме "Храм Соломона и тамплиеры"
http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?p=51#51
был затронут вопрос о культе Девы Марии, в связи со следующей фразой Вадима

Цитата:
И это при господствующем тогда в Западной Европе и у тамплиеров в частности, культе
Богородицы?


Далее Вадим приводит цитату из труда Шаффа

Цитата:
Во второй половине четвертого века Кафолическая Церковь превратила «Матерь Господа» в Богоматерь, «смиренную рабу Господню» в Царицу небес, «блаженно уверовавшую» в дарительницу милостей, а «благословенную между женами» в заступницу всех женщин. Более того, можно даже сказать, что из искупленной дочери падшего Адама, для которой в Священном Писании не делается никакого исключения из общей греховности, она превратилась в безгрешную и святую Соискупительницу. Вначале она была освобождена только от фактического греха, а затем даже от первородного, хотя учение о непорочном зачатии Девы Марии оспаривалось в течение длительного времени, и было принято Римско-католической церковью в качестве догмата веры лишь в 1854 году.

Таким образом, почитание Девы Марии постепенно превратилось в поклонение. В Средние века это так глубоко укоренилось в религиозной жизни народа, что, несмотря на все схоластические различия между latria, dulia и hyperdulia, поклонение Деве Марии де-факто превалировало над поклонением Христу. Вот почему в бесчисленных Мадоннах католического искусства человеческая Мать — главная фигура, а божественное Дитя — второстепенное дополнение. У католтков молитва «Отче наш» (Pater Noster) редко произносится без молитвы «Аве Мария».

В начале пятого века бурными темпами росло поклонение святым, и вскоре Дева Мария в силу своей уникальной связи с Господом была поставлена во главе святых как благословеннейшая Царица небесных сил. К ней стали относится с hyperdulia, означающим высочайшую степень почитания, в отличие от простого dulia, которым наделялись все святые и ангелы, и от latria, которое в правильном понимании этого слова принадлежит только Богу. (Схоластическое различие между этими именами было утверждено на Тридентском Соборе). С тех пор Пресвятой Богородице, вечной Деве, были посвящены многочисленные церкви и алтари, в том числе и церковь в Эфесе, в которой заседал анти-несторианский Собор 431 года. Юстиниан I в одном из своих указов обратился с мольбой к Деве Марии, прося ее о ходатайстве перед Богом для восстановления Римской империи.

От посвящения ей дорогостоящего алтаря в церкви Святой Софии он тоже ожидал всяческих благословений для Церкви и империи благодаря ее действенным молитвам. Один из военноначальников Юстиниана, Нарсес, подобно средневековым князьям, отказывался начинать битву, если не обращался с мольбой о защите к Деве Марии. В 608 году папа Бонифаций IV превратил римский пантеон в храм Девы Марии ad martyres, т.е. языческий Олимп был превращен в христианские небеса богов. Впоследствии даже ее изображения (сделанные по оригиналу, который якобы оставил св. Лука) стали объектом поклонения, а в многочисленных легендах суеверного Средневековья они совершали бесчисленные чудеса, пред которыми тускнеют чудеса евангельского повествования. Дева Мария стала почти равной Христу, соискупительницей, наделенной большинством Его собственных черт и деяний милости. Народная вера приписывала ей, как самому Христу, непорочное зачатие, непорочное рождение, воскресение и вознесение на небеса и участие во всех небесных и земных силах (воинствах). Она стала средоточием поклонения, обрядов и католического искусства; народным символом власти, славы и конечной победы католицизма над всеми видами ереси.

Филипп Шафф, из книги «История христианской Церкви», том II, глава VIII


Полагаю, что будет небезынтересно более подробно разобраться в этом вопросе, поэтому выношу его в отдельную тему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Авг 12, 2007 7:25 am
Заголовок сообщения: О фрагменте текста из труда г-на Шаффа
Ответить с цитатой

Несколько забавно то, что автор книги - Филипп Шафф – протестантский богослов, то есть человек, априори отрицающий церковную традицию, как таковую, а также и культы Богородицы, святых, ангелов и икон…
Но это так, к слову…

Весьма существенным в приведенном фрагменте из Шаффа является полное отсутствие каких бы то ни было цитат и указаний на источники, подтверждающие мысли автора.

Цитата:
В Средние века это так глубоко укоренилось в религиозной жизни народа, что, несмотря на все схоластические различия между latria, dulia и hyperdulia, поклонение Деве Марии де-факто превалировало над поклонением Христу. Вот почему в бесчисленных Мадоннах католического искусства человеческая Мать — главная фигура, а божественное Дитя — второстепенное дополнение.


Вот уж правда… народ в эпоху средневековья весьма искусно разбирался в тонкостях схоластических различий терминов latria, dulia и hyperdulia… Laughing

Теперь касательно «бесчисленных мадонн» эпохи средневековья. У меня такое подозрение, что автор просто перепутал эпоху средних веков и эпоху Возрождения, во время которой действительно появилось огромное количество икон, изображающих Марию с младенцем Иисусом.
Что же касается изображением Девы Марии с младенцем, хоть как-то подходящих под категорию средневековой европейской живописи, то пока могу представить всего лишь несколько образцов.
Если у кого-то есть другие образцы – пожалуйста, представляйте их в этой теме. Возможно, со временем нам удастся собрать хотя бы небольшую коллекцию изображений Богородицы с младенцем, относящихся к периоду средневековья в Западной Европе.

Historia Anglorum 1250 г.



French Bible of Hainburg 1300-1320 гг.



Amesbury Psalter 1240-1250 гг.



Цитата:
В начале пятого века бурными темпами росло поклонение святым, и вскоре Дева Мария в силу своей уникальной связи с Господом была поставлена во главе святых как благословеннейшая Царица небесных сил. К ней стали относится с hyperdulia, означающим высочайшую степень почитания, в отличие от простого dulia, которым наделялись все святые и ангелы, и от latria, которое в правильном понимании этого слова принадлежит только Богу. (Схоластическое различие между этими именами было утверждено на Тридентском Соборе). С тех пор Пресвятой Богородице, вечной Деве, были посвящены многочисленные церкви и алтари


Тридентский собор заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Тренто, в 1547-49 в Болонье. Так что, как бы к Марии не относились с начала пятого века, говорить об этом достаточно сложно, поскольку эта терминология была утверждена только в 16 веке - а это уже не только не средневековье – это уже даже и не Возрождение.

Что же касается «многочисленных церквей и алтарей посвященных вечной Деве», то об их местонахождении и времени возведения автор тактично умалчивает, как и многом другом.
Поэтому, дабы быть объективными, предлагаю размещать здесь изображения и цитаты об этих «многочисленных церквях и алтарях» - а там посмотрим, насколько многочисленны они были.

Цитата:
Впоследствии даже ее изображения (сделанные по оригиналу, который якобы оставил св. Лука) стали объектом поклонения, а в многочисленных легендах суеверного Средневековья они совершали бесчисленные чудеса, пред которыми тускнеют чудеса евангельского повествования.

Опять же, совершенно бездоказательное утверждение – ни перечисления хотя бы некой малой части многочисленных (это, наверное, любимое слово г-на Шаффа) легенд (надо полагать, что они сохранились и автор с ними знаком), ни перечисления образов Марии, которые были в эпоху средних веков объектом поклонения и совершали бесчисленные чудеса.

Поэтому сожалею, Вадим, но вся эта длинная цитата из книги Филиппа Шаффа никак не доказывает того факта, что в Западной Европе в период средневековья был какой-то особый культ Девы Марии. Это всего лишь умопостроения автора и, надо сказать, не вполне корректные с исторической точки зрения и не подкрепленные абсолютно никакими доказательствами из первоисточников – например – богословских трудов того времени, дошедших до нашего времени легенд, описывающих чудесные события, связанные с культом Богородицы и так далее и тому подобное.

Теперь немного легенд и немного истории.[/i:]

После вознесении Марии на небо ее хранящийся ныне в Лорето простой кирпичный дом длиной 9 метров и шириной 4 метра использовался апостолами как церковь. Затем императрица Елена повелела возвести над ним базилику…
В 1291 году, когда Святая Земля была опустошена и захвачена сарацинами, с неба спустились четыре ангела, чтобы защитить святой город от осквернения и перенесли домик из Назарета в лавровую рощу, раскинувшуюся на холме в городе Лорето. [i](по книге Д.Тардже Мир паломничества).


Именно этот домик и является наиболее известной святыней Девы Марии в Европе, но это уже конец 13 века. Сейчас там находится базилика Святого Дома, построенная в 15 веке по проекту итальянца Донато Браманте и украшенная рельефами Андреа Сансовино.
В средние века крупнейшим местами паломничества были Святая Земля, Рим и СантЯго ди Компостелла. Обратите внимание, что собор с гробницей святого апостола Иакова – один из трех, но в то же время в этом ряду нет никакого «особого» места поклонения Деве Марии.

Если кто-нибудь знает другие примеры мест культового поклонения Богоматери в эпоху средневековья – поделитесь этими сведениями - будем признательны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 21, 2007 1:50 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Несколько цитат в противовес г-ну
Шаффу, из труда Йозефа Кудасевича. Матерь Искупителя. Библейские размышления

Это почитание, если оно хочет остаться верным источникам Откровения, не может заменить поклонения
Отцу в духе и истине и не может соперничать с поклонением Отцу. Это - азбука библейского богословия. Забвение этого принципа было бы предательством Откровения Божия.

***
Никакое почитание Марии не может задержаться только на Ее личности, но, в конечном счете, оно должно стремиться к прославлению Самого Бога. Именно таким образом Церковь почитает Богоматерь в священном богослужении.

***
спасительное воздействие Пресвятой Девы проистекает из преизобилия заслуг Христа, от Него всецело зависит и черпает в Нем же всю силу. (ср. МС 25). Поэтому почитание, воздаваемое Марии должно находиться в тесной связи со Христом, в Котором - начало и действенность сего почитания


http://www.agnuz.info/book.php?id=4&url=index.htm

и еще статья \"Культ богородицы\"
http://rusprotest.freepage.ru/Maria-Zhur.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Vadim
Автор сайта "Тамплиеры"


Зарегистрирован: 10.08.2007
Сообщения: 151
Откуда: С.-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Июн 14, 2008 9:45 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Если у кого-то есть другие образцы – пожалуйста, представляйте их в этой теме. Возможно, со временем нам удастся собрать хотя бы небольшую коллекцию изображений Богородицы с младенцем, относящихся к периоду средневековья в Западной Европе.


Уважаема Галина! А почему только Западной Европы? А как же Византия?

Богоматерь на престоле. Трирская Псалтирь (Псалтирь Экберта; Кодекс Гертруды)
1078–1087 гг.





Тронное мозаичное изображение Богоматери в храме Св. Софии в Константинополе (867 г.)



Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константиномв храме Св. Софии в Константинополе. Вторая половина X в.


Madonna della Clemenza VI в.,почитаемая в храме Santa Maria in Trastevere в Риме


Санта Мария де Флюмине. XIII в. Музей Каподимонте в Неаполе


Богоматерь с Младенцем. ок. 1300 г. Церковь Св. Апостолов, Печ, Сербия.



http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=74#pic4
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Сб Июн 14, 2008 11:26 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

2 Вадим
Цитата:
А почему только Западной Европы? А как же Византия?


Речь, вроде, шла о культе Девы Марии у тамплиеров...
Но не вижу ничего плохого в расширении этой темы. :)
Изображения Вы подобрали замечательные. Спасибо!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Сб Июн 14, 2008 11:30 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
После вознесении Марии на небо ее хранящийся ныне в Лорето простой кирпичный дом длиной 9 метров и шириной 4 метра использовался апостолами как церковь. Затем императрица Елена повелела возвести над ним базилику…
В 1291 году, когда Святая Земля была опустошена и захвачена сарацинами, с неба спустились четыре ангела, чтобы защитить святой город от осквернения и перенесли домик из Назарета в лавровую рощу, раскинувшуюся на холме в городе Лорето.


Более подробно о домике в Лорето читаем в теме Домик Богоматери в Лорето

http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?t=85
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Святые христианской церкви, апологеты, схоласты, ученые Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net