Вход
Текущее время Ср Май 22, 2019 4:02 pm
Найти сообщения без ответов
Джон Донн

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Персоналии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Blind
Рыцарь Царственной Секиры


Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 405
Откуда: Северо-запад России.

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 16, 2007 7:58 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

ДЖОН ДОНН


Цитата:
ДЖОН ДОНН — английский поэт. Крупнейшая фигура среди английских писателей начала XVII века. Он стал известен более или менее широкому кругу читателей лишь в конце XVII века.

Джон Донн родился в Лондоне между 23 января и 19 июня 1572 года. Отец его — преуспевающий купец, торговец скобяными товарами — умер, когда Джону не было и четырех лет. Мать — дочь поэта и драматурга Д. Хейвуда среди предков которой был и Т. Мор знаменитый гуманист эпохи Возрождения, автор «Утопии». В семье будущий поэт получил строгое католическое воспитание, в двенадцатилетнем возрасте поступил в Харт-Холл Оксфордского университета, а тремя годами позже перебрался в Кембридж. Ни в одном из этих университетов он не получил ученой степени. Похоже, что и его раннее поступление в университет, и отказ от формального образования объясняются нежеланием присягать на верность Англиканской церкви, что требовалось от соискателя ученой степени, но было немыслимо для католика. Оставив университет, Донн какое-то время путешествовал по Италии и Испании, а в 1591 году поступил в юридическую корпорацию «Тейвис инн», которую в то время часто называли третьим университетом. Годом позже он перешел в «Линкольнз инн» и оставался там около трех лет.


В 1596–1597 годах Донн в числе «джентльменов-добровольцев» из золотой молодежи отправился за популярным в народе графом Эссексом в пиратскую экспедицию против порта Кадис, а затем в злополучный «Островной поход» на Азоры, затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испанских кораблей с сокровищами. В последующие четыре года Донн сделал успешную карьеру в Лондоне и в 1601 году даже стал членом парламента. Не напечатав ни единой сочиненной строки, он прослыл поэтом; вызывали восхищение его прозаические «Парадоксы и проблемы» (Paradoxes and Problems, 1600) и попытки возродить такие классические формы, как эпиграмма, любовная элегия, сатира и стихотворное послание.

В январе 1602 года Донн тайно женился на семнадцатилетней Энн Мор. Отец Энн постарался, чтобы новоиспеченный зять оказался в тюрьме и лишился места на службе у лорда-хранителя печати. Выйдя из тюрьмы, Донн остался не у дел, а полученное им солидное наследство почти полностью иссякло. Годы с 1602 по 1615 выдались суровыми и беспросветными: Донн тщетно искал достойного применения своим талантам. Энн родила ему 12 детей, семеро из них пережили свою мать, которая умерла в 1617 году. Первые несколько лет семья жила в графстве Суррей у родственников Энн, а в 1605 году перебралась в Митчем, недалеко от Лондона.

Донн долго и основательно изучал церковное право, богословие и историю церкви и в 1605–1607 годах помогал Т. Мортону, впоследствии епископу Даремскому, в написании полемических сочинений против католичества. Не позже 1607 года Мортон пообещал Донну хороший приход, если тот примет духовный сан, но Донн по-прежнему рассчитывал на светскую карьеру. Он пробовал получить место секретаря — сначала в Ирландии, затем в Виргинии, или пост посла в Гааге или Венеции, но безуспешно. Тогда же были написаны многие шедевры его любовной лирики, большая часть религиозных стихотворений и немало изощренных комплиментарных эпистол.

Постепенно его поэзия удаляется от былых ренессансных тем, и ее основными образами становятся жалкий, грешный, легкомысленный человек, раб божий, и всемогущее, всевидящее начало, к которому направлены помыслы лирического героя поэта, измученного сомнениями в себе и в тех гуманистических идеях, которые еще недавно были для него святыней.

Первое опубликованное сочинение Донна «Мнимый мученик» (Pseudo-Martyr) вышло в 1610 году с посвящением королю Якову. Это блестящая защита присяги на верность короне, вмененной католикам в обязанность после Порохового заговора (1605). За этот труд Донн был награжден почетной степенью магистра искусств Оксфордского университета, и король открыто заявил, что Донн может рассчитывать на повышение по службе, если изберет церковное поприще. В том же году Донн обрел покровителя в лице Р. Друри. С ноября 1611 года по август 1612 Донн ездил с Друри за границу и по возвращении перевез семью в дом на Друри-лейн, где жил до 1621 года.

Созданные между 1611 и 1615 годами «Опыты в богословии» (Essays in Divinity) производят впечатление труда, написанного человеком, вполне подготовленным к служению. 23 января 1615 года Донн был рукоположен в сан диакона и священника. Король Яков назначил его одним из своих капелланов и позаботился о том, чтобы Кембриджский университет удостоил Донна степени доктора богословия. В 1616 году ему предоставили одну из почетнейших кафедр в Лондоне — преподавателя богословия для старшин юридической корпорации «Линкольнз Инн».

Если юный Донн погружался в литературную традицию античности и мыслил образами античной поэзии, то в более зрелом возрасте, уйдя в традицию схоластической церковной словесности, поэт подчинил ей свои парадоксы. На вопрос: «Почему природа есть наш наихудший вожатый?» — он отвечал вполне в духе Алкуина: «Может ли она быть вожатым всех творений земных, если сама была сотворена?»

В конце 1621 года король назначил его настоятелем собора Св. Павла. В годы служения в церкви он писал мало стихов, зато в 1624 году опубликовал полные напряжения, психологически проницательные «Обращения к Господу в час нужды и бедствий» (Devotions Upon Emergent Occasions) — отчет о едва не ставшем роковым недуге, перенесенном им в 1623 году. Болезнь послужила автору зеркалом духовного состояния человека и его зависимости от милости Божией. Умер Донн в Лондоне 31 марта 1631 года.


Донн завещал сыну более 160 своих проповедей, и тот выпустил их в свет в трех томах. Проповедуя, Донн предпочитал увещевания и призывы к нравственному очищению рассуждениям о противоречиях в вероучении, столь характерным для Англиканской церкви. Несмотря на педантичный, научный анализ Писания и иногда латинизированный синтаксис и лексику, в проповедях узнаются те же живые ритмы и богатая образность, что и в его стихах. Наряду с «Обращениями» проповеди Донна обеспечили ему непреходящую славу одного из величайших мастеров английской прозы.

Донн опубликовал лишь немногие из своих стихотворений. Стихи сочинялись в расчете на избранный круг: они очень личные по интонации, в них много намеков и других приемов, характерных для живой речи светского собеседника.

С влиянием Донна связывают целую школу английской поэзии середины XVII века, называемую иногда «школой остроумия» («school of wit»), иногда — школой «поэтов-метафизиков». «Метафизической школой» последователей Донна назвал впервые Дж. Драйден. Это определение повторил известный филолог XVIII века С. Джонсон, и оно закрепилось за группой поэтов XVII века, для творчества которых характерны атмосфера мистицизма, религиозно-этические искания, поэтическое самоуглубление.

_________________
"Учись сохранять молчание, чтобы ты мог знать, как говорить".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 16, 2007 9:29 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Разместила, как раз, недавно статью Антона Нестерова на "Монсальвате"

Алхимическое богословие" Джона Донна



http://www.monsalvat.globalfolio.net/frmanifest/statiibookmanifest/alhimia/alch_nesterov.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Blind
Рыцарь Царственной Секиры


Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 405
Откуда: Северо-запад России.

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 16, 2007 9:44 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Джон Донн «По ком звонит колокол»
пер. с англ., 84х108/32, 432 с.,
илл., ISBN5-94698-031-9

Обращения к Господу в час нужды и бедствий
Схватка Смерти, или Утешение душе, ввиду cмертельной жизни и живой смерти нашего тела


Издательство www.aenigma.ru



Цитата:
В книгу вошли прозаические тексты, написанные знаменитым английским поэтом-метафизиком Джоном Донном (1572–1631) уже после того, как он стал настоятелем собора Св. Павла в Лондоне. «Обращения к Господу в час нужды и бедствий» (1623) – один из ярчайших литературных памятников эпохи, объединяющий в себе дневник, медицинский бюллетень, философский труд, богословский трактат и молитвенник. Это самое метафизическое сочинение Донна, затрагивающее проблемы богословия, алхимии, антропологии. «Схватка смерти» (1631) – последняя проповедь Донна – была прочитана им в преддверии смерти как надгробное слово самому себе. Книга снабжена обширными комментариями и сопроводительными статьями, адресована как широкому кругу читателей, так и специалистам по культуре и литературе Возрождения и богословам.
Перевод «Обращений к Господу в час нужды и бедствий», выполненный А.В. Нестеровым, специально отмечен жюри Малого Букера (2001 г.) как «являющийся значительным вкладом в практику русского исторического перевода». «Схватка смерти» переведена О.А. Седаковой, лауреатом многих литературных премии, в том числе Премии Андрея Белого (1980), Ватиканской премия имени Вл. Соловьева «Христианские корни Европы» (1998), Премии А.И. Солженицына (2003).

_________________
"Учись сохранять молчание, чтобы ты мог знать, как говорить".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Персоналии Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net