Вход
Текущее время Чт Мар 28, 2024 11:11 pm
Найти сообщения без ответов
Ступени, ведущие к Пасхе

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лаветс Букафф
Частый гость


Зарегистрирован: 30.01.2010
Сообщения: 54

СообщениеДобавлено: Пн Фев 08, 2010 11:13 am
Заголовок сообщения: Ступени, ведущие к Пасхе
Ответить с цитатой

Дорогие друзья! Возможно то, что я сейчас вам расскажу, известно многим. В таком случае прошу меня извинить. Но я много раз сталкивалась с неправильным пониманием и неправильным наименованием некоторых церковных реалий, касающихся времени перед Великим Постом и самого Великого Поста.

Так, например, в романе одного нашего очень популярного современного писателя ( не хочу называть конкретных имен) написано: «Шла первая – Крестопоклонная - неделя Великого Поста». Между тем, первая неделя (седмица) Великого Поста называется «Чистая» (вспомним рассказ И. Бунина «Чистый понедельник», героиня которого уходит в монастырь именно сразу после Масленицы, в первый день Великого Поста). А Крестопоклонной (посвященной крестным страданиям Христа и Святому Кресту) называется четвертая седмица.

Давайте сразу договоримся о терминологии. В церкви «Неделей» принято называть Воскресенье (день, когда ничего НЕ ДЕЛАЮТ, то есть не работают, а посвящают его Богу). А сама неделя называется «Седмица», то есть состоящая из СЕМИ дней. Поэтому если вы заглянете в церковный календарь, то увидите, что там написано: «Третья НЕДЕЛЯ Великого Поста – Крестопоклонная». Имеется в виду именно третье ВОСКРЕСЕНЬЕ Великого Поста, а идущая за ним седмица – четвертая - называется так же. Поэтому я буду воскресенье называть «неделей» или «воскресным днем», а неделю – «седмицей».

Итак: предпоследняя седмица перед масленицей (предпредпоследняя перед Великим Постом) – "Сплошная" - едят мясо всю неделю. Следующая – предпоследняя перед Великим Постом – «Пестрая» - можно есть все, но соблюдается пост в среду и пятницу, как обычно. В воскресный день в конце этой седмицы – «заговенье на мясо» - последний раз перед Великим Постом едим мясо. Последняя седмица перед Великим Постом – Масленица.



Б. Кустодиев. Масленица.

Едят все, кроме мяса, развлекаются, гуляют и так далее – словом – Широкая Масленица! В конце этой седмицы – прощеное воскресенье (о нем позже) и заговенье на Великий Пост.

Церковь заботливо начинает готовить своих чад к Великому Посту заранее. Пост – это не просто отказ от каких-то видов пищи, но прежде всего – «пощение духовное», то есть стремление к духовному совершенству. А сразу, с ходу начать совершенствоваться нельзя. Поэтому уже за четыре седмицы до Поста по воскресным дням на Литургии читаются особые отрывки из Евангелия, постепенно настраивающие человеческую душу на покаяние и совершенствование. О каждом из таких чтений я расскажу подробнее в свое время. Сейчас же расскажу подробно лишь о первом, а остальным дам общий обзор.

Первым – на пятой неделе перед Великим Постом, за четыре седмицы до него – читается отрывок из Евангелия от Луки рассказывающий о некоем Закхее. Закхей в переводе с еврейского означает «честный», «справедливый». Закхей был мытарем, причем занимал начальственную должность. Кто такой мытарь? Поскольку Иудея была римским протекторатом, то есть, практически, колонией, римляне собирали с иудейского населения дань. Это было поручено людям, которых называли «мытарями» и которых назначали из числа самих иудеев. Добропорядочные иудеи категорически отказывались от подобной работы, считая ее (и справедливо) предательством своего народа и веры. Мытарей все презирали. В мытари шли люди беспринципные, отпетые, которым нечего было терять, жадные, либо доведенные до отчаяния нищетой и невозможностью найти другую работу. Несмотря на всеобщее презрение, работа мытарей была очень выгодной – римляне практически не контролировали их, лишь бы подати были собраны в нужном количестве и в срок. Жаловаться на мытарей было бесполезно, и они, пользуясь безнаказанностью, брали с населения столько, сколько им было угодно, часто доводя людей до разорения. Таким мытарем был, например, Матфей, который, когда Иисус призвал его, бросил собранные деньги на землю и сделался верным учеником Христа.



Караваджо. Призвание Матфея.

Позже он стал знаменитым апостолом и евангелистом Матфеем.

Мытарем, и не простым, а начальником мытарей города Иерихона, был и Закхей. Вот как о встрече Иисуса и Закхея рассказано в Евангелии от Луки:

"Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее."

Почему же именно этот отрывок из Евангелия читают первым в преддверии Великого Поста? Наверное, потому, что Великий Пост – это время наибольшего приближения человека к Богу еще в земной жизни. А что нужно, чтобы приблизиться к Богу, увидеть его? Прежде всего – этого надо захотеть. Как захотел этого Закхей. Не сразу удалось ему это сделать – большая толпа, окружавшая Иисуса, и маленький рост самого Закхея мешали ему приблизиться ко Христу. Но желание увидеть Иисуса было так сильно, что Закхей не побоялся насмешек окружающих, и вот он, солидный человек, начальник мытарей, которого многие боялись, влез на дерево, как мальчишка.



Неизвестный художник. Закхей и Иисус.

И был вознагражден – Иисус тотчас же обратил на него внимание и – мало этого – пожелал погостить у него, несмотря на ропот окружающих, что Он посещает грешного человека. Но Иисус, как известно, говорил: «Не здоровым нужен врач, но больным». И Закхей, как говорится в Евангелии, «принял Его с радостью». Благодатное посещение Иисуса вызвало ответное хорошее чувство у Закхея, и он, человек любящий деньги, выполняющий всеми презираемую работу ради денег, наверняка кого-то, ради денег, ограбивший и обидевший, обещает половину своего состояния отдать нищим, а тем, кого он ограбил, не просто все вернуть, но вернуть вчетверо больше. И ответ Иисуса последовал незамедлительно: «Ныне пришло спасение дому сему».

Благое желание увидеть Бога, приблизиться к Нему, несмотря на все препятствия, приводит Бога к нам в дом, а когда Господь к нам приходит – вместе с ним приходят и искреннее раскаяние в содеянных ошибках, и желание исправить их, а вслед за этим – и спасение от Господа нам и нашему дому.

Желание увидеть Бога и принять Его – это первая ступень к Великому Посту и к идущей за ним Пасхе.

На четвертой неделе до начала Поста читается Евангелие о Мытаре и Фарисее.



Крюков. Мытарь и фарисей.

Основная идея этого эпизода – необходимость смирения перед Господом.

Смирение – еще одна ступень.

На третьей неделе до начала Поста читается Евангелие о блудном сыне.


Лосев. Блудный сын.

Как блудный сын раскаялся и вернулся к отцу, так и человек, раскаявшись, возвращается к Отцу небесному.

Раскаяние и через него возвращение к Богу – вот еще ступень.

На второй неделе до начала Поста, перед Масленичной седмицей, читается Евангелие, повествующее о Страшном Суде, на котором каждый получит по делам своим.


Виктор Васнецов
Страшный Суд
1885-1896
Фреска
Владимирский Кафедральный Собор, Киев, Украина



На этой ступени человек должен как бы собрать воедино все, приобретенное им на предыдущих этапах – желание соединиться с Богом, смирение и раскаяние. И, хотя впереди - Широкая Масленица, - о душе тоже необходимо подумать.

В конце масленичной седмицы наступает последний воскресный день перед Великим Постом. Многим этот день знаком как «Прощеное воскресенье», когда все должны просить прощения друг у друга. Но на службах этого дня говорится еще и о другом – о потере человеком Рая через первородный грех. Рассказывается о раскаянии Адама после изгнания из рая, звучит жалобный напев: «Милостиве, щедре, помилуй мя, падшаго!».



Неизвестный художник. Изгнание из Рая.

Так человеческая душа, не в силах смириться с потерей райского блаженства, желает вернуться к нему и кается, и плачет…

Начинается Великий Пост. Первая седмица, как я уже сказала, называется «Чистая».

Это период наиболее строгого поста.



Неизвестный художник. Чистый понедельник.

В старину в Чистый понедельник после утренней церковной службы всей семьей шли в баню и "смывали грехи"

Первая неделя и вторая седмица Великого Поста
называются «Торжество Православия».



Икона "Торжество Православия".

Название говорит само за себя – прославляется Православная Церковь и все православные святые.

Вторая неделя и третья седмица Великого Поста названы именем великого церковного иерарха и святого – Григоря Паламы, архиепископа Фессалонитского.



Икона "Григорий Палама".

Третья неделя и четвертая седмица Великого Поста называются «Крестопоклонная». Название также говорит само за себя. Вспоминаются Страсти Христовы и Святой Крест.



В среду и пятницу в православных храмах проходят особые службы поклонения Святому Кресту.

Четвертая неделя и пятая седмица Великого поста названы именем святого Иоанна Лествичника.



Икона "Иоанн Лествичник"

Свое имя этот святой получил за книгу «Лествица», в которой описал путь ко спасению души и соединению с Богом как лестницу, которую должен пройти каждый человек.

Пятая неделя и шестая седмица Великого Поста названы именем великой святой Марии Египетской.



Икона "Мария Египетская".

Быв в молодости блудницей, она одумалась и многие годы провела в пустыне в покаянии, достигнув святости.

В неделю после шестой седмицы Великого Поста празднуется Вход Господень во Иерусалим, двунадесятый праздник.



Нестеров. Вход Господень во Иерусалим.

Его часто называют «Вербное воскресенье».

Седьмая седмица – Страстная, или Великая – уже не входит в Великий Пост, но является как бы дополнением к нему.



Икона "Распятие".

Это время сугубого поста и покаяния. Страстная седмица посвящена последним дням земной жизни Спасителя: Его страданиям, крестной смерти и погребению.

Пройдя путь по ступеням предпостовых недель и Великого Поста, христиане радостно встречают основной свой праздник – Пасху, Воскресение Христово.



Икона "Воскресение Христово".

Да поможет Господь всем нам успешно пройти по этим ступеням!


















[img][/img]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Godefroi
Паладин Королевства Труверов


Зарегистрирован: 11.12.2007
Сообщения: 714
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Фев 08, 2010 2:41 pm
Заголовок сообщения: Re: Ступени, ведущие к Пасхе
Ответить с цитатой

Имею честь приветствовать на форуме Монсальват размещение прекрасных и ценных материалов и разместившую их леди Лаветс Букафф, знатока темы и дела.
_________________
Если есть Бог - есть и труверы
Godefroi
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Лаветс Букафф
Частый гость


Зарегистрирован: 30.01.2010
Сообщения: 54

СообщениеДобавлено: Пн Фев 08, 2010 2:56 pm
Заголовок сообщения: Re: Ступени, ведущие к Пасхе
Ответить с цитатой

Godefroi писал(а):
Имею честь приветствовать на форуме Монсальват размещение прекрасных и ценных материалов и разместившую их леди Лаветс Букафф, знатока темы и дела.


Большое спасибо!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net