" /> Terra Monsalvat :: Просмотр темы - Искусство эмали
Вход
Текущее время Сб Июн 23, 2018 10:21 am
Найти сообщения без ответов
Искусство эмали

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> ЗАМОК КОРОЛЕВЫ: Сокровищница
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
La Mecha
Волшебница Замка Белого Дракона


Зарегистрирован: 18.12.2017
Сообщения: 88

СообщениеДобавлено: Ср Дек 27, 2017 4:13 pm
Заголовок сообщения: Искусство эмали
Ответить с цитатой




иниатюра на эмали (финифть) - техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения (подмалевок) выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Этот процесс для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка художник- эмальер повторяет многократно. Миниатюра на эмали появилась в Европе в начале 17 века.


Портрет на эмали Елизаветы 1-й.

Широкое развитие она получила во Франции. Сегодня, например, знаменитые лиможские эмали известны не меньше, чем знаменитый лиможский фарфор. Появление русской миниатюры на эмали относится к концу 17 века и связано с именем царя Петра I, чьи миниатюрные портреты, усыпанные драгоценными камнями, служили высшей наградой России и вручались лично государем за большие заслуги перед государством.

Эмали во все времена были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету, прозрачности и блеску. Они являлись достоянием, главным образом, высших слоев общества, представители которых всегда живо откликались на перепады скоротечной моды, на требования которой необычайно чутко реагировало искусство эмали. Русская эмаль имеет богатую историю. За многовековую историю своего существования она не только сохранилась (в отличие от многих других стран), но и превратилась в драгоценную жемчужину русского и мирового искусства.



Расписная (живописная) эмаль - техника художественного эмалирования, использующая живописный прием письма эмалями при помощи кисти. Тонкую пластину серебра, меди или сделанную из этих материалов объемную форму покрывают с двух сторон белой эмалью. На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например лицо, волосы, складки одежды.

Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый "припорох", когда контур изображения накалывается на бумажном листе и припорашивается сверху толченым углем или голландской сажей, которые, проходя через наколотые отверстия, образуют точечный контур. Затем его обводят эмалевой краской, подвергают обжигу и расписывают контурное изображение разноцветными эмалями, которые располагают одну рядом с другой, создавая из отдельных цветовых пятен эмали единую красочную гамму. Так как эмаль накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.


Блюдо. 1899–1902. Москва. Фирма Павла Овчинникова
Серебро, изумруды, сапфиры, аметисты, бирюза, дымчатый топаз, цитрин, золочение, опаковая, расписная и выемчатая эмаль.



В расписной эмали используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали. Применяют также бесцветную прозрачную эмаль (фондон), которой перед последним обжигом покрывают рисунок для предохранения росписи от повреждений.

В русской художественной эмали расписную эмаль стали применять в последней четверти 17 века. В этой технике работали мастера- эмальеры Оружейной Палаты Московского Кремля, а также Великого Устюга и Сольвычегодска. Сольвычегодские расписные эмали часто называли "Усольскими", так как старое название Сольвычегодска было Усольск.



Перегородчатая эмаль - одна из самых сложных эмальерных техник по способу изготовления. Для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. После этого эмаль шлифуют и полируют таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. В итоге получают разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценных камней, с четким контурным рисунком из металлических линий. В технике перегородчатых эмалей металлическую пластину- основу и перегородки выполняют, как правило, из золота, серебра или меди. Русские цветные перегородчатые эмали имеют богатую историю.

Первое упоминание о перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название-«финифть». И только в 19 веке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор сами драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественными эмалями, стали именоваться «Эмалями».

Эмаль по скани (филиграни) - разновидность техники перегородчатой эмали. В России она получила широкое распространение. На металлическую поверхность напаивают (выкладывают) растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической (золотой, серебряной, медной) проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку из сканой проволоки заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют, чтобы не повредить рисунок из сканой проволоки. Отсутствие полировки и эмаль, лежащая ниже края сканых перегородок, являются главным отличием техники эмали по скани от классической техники перегородчатой эмали. В эмали по скани слой эмали очень тонок, так как высота сканого контура меньше, чем высота перегородок в перегородчатых эмалях. Иногда в эмали по скани для усиления декоративности в отдельные ячейки эмаль наплавляется в несколько приемов, так что в результате она лежит выше края сканой проволоки, создавая ощущение жемчужин или бусин. Для эмали по скани используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали, а также фондон. Для усиления художественного звучания технику эмали по скани в русском искусстве с конца 17 века нередко сочетали с техникой расписных эмалей. В этом случае на эмали в сканых ячейках дополнительно живописным приемом прописывали изображения трав, цветов, зверей или жанровые сцены.


Федор Рюккерт (19 век)

Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют. В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной- основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта. Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Другой - в том , что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют также прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка- эмалью других цветов. Выемчатые эмали делают на золоте, серебре, меди.

Эмаль по гравировке (резьбе) является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение, так и всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок и металлический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте, серебре, меди, латуни и бронзе. Эмаль по гильошированному фону (эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошированная эмаль) - это вариант техники эмали по гравировке (резьбе).

Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью.

Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с начала 20 века для недорогих изделий стали применять красную медь.

Эмаль по литью - разновидность техники выемчатой эмали. Ее отличие заключается в том, что изображение получают не путем выборки металлического фона ручным способом, а путем его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью. В технике эмали по литью используются золото, серебро, медь и бронза. Если эмаль по литью делают по золоту и серебру, то употребляют прозрачную эмаль, если по меди и бронзе- то непрозрачную пастообразную. Эмаль по рельефу - техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь. Это достигается тем, что цветная прозрачная эмаль, которой покрывают перед обжигом рельеф, в процессе обжига плавится и, ложась тонким просвечивающим слоем на высоких частях рельефа, стекает в его углубления, заполняя их более толстой и плотной по цвету массой. Это позволяет подчеркнуть рельефность изображения. В эмалях по рельефу металлической основой чаще всего служат медь и бронза, иногда используют золото и серебро."


Эмаль. Сольвычегодск. 17 век.

По материалам сайта enamel.ru



имож - небольшой провинциальный город, который прославился благодаря искусству средневековых мастеров-эмальеров. Первоначально техника эмали получила распространение в церковном искусстве - декорировании церковной утвари. Дарохранительницы, ковчежцы, реликварии, переплеты церковных книг, алтари-триптихи и другие предметы церковного культа обильно украшались орнаментальными мотивами и сюжетами на темы Священного Писания.



По сравнению с украшенными драгоценными камнями изделиями, эмалевые были более дешевы, хотя техника их изготовления была чрезвычайно сложной. Искусство выемчатой эмали появляется у кельтов, населявших Британию и Францию, с 5 века до н.э. Вставками красной непрозрачной эмали декорируют поверхности оружия, ювелирных украшений, детали конской сбруи. Возможно, эмаль имитировала вставки коралла. В 12 веке Лимож становится крупным центром изготовления эмалевых изделий. Старая техника производства выемчатых лиможских эмалей состоит в том, что на металлическую (медную, серебряную) пластину наносится слой темной непрозрачной эмали, который потом покрывается слоем огнеупорной краски и обжигается. Иногда в изделии присутствует крупная овальная или круглая вставка эмали (из стеклянной пасты) с подкладкой из золотой или серебряной фольги - так называемый кабошон.



Вначале художник истончает металлический лист до 1 мм, затем прорезает в нем (или процарапывает гравировальной иглой) рисунок - контур будущего изображения. Под лист с прорезанным рисунком подкладывается другой - основа. Это техника псевдо-выемчатой эмали.

В случае перегородчатой эмали на металлическую основу накладываются тончайшие сплетения металлических "шнуров", образующие ячейки, впоследствии заполняемые эмалью. Эмалирование - заполнение выемок (перегородок) стеклянной пудрой, получаемой посредством растирания в ступке осколков цветного стекла, после чего изделие помещается в печь. После обжига изделие шлифуется и полируется, а затем покрывается смесью золота и ртути. Старые лиможские мастера часто используют сюжеты фламандских живописцев. Новая техника Лиможских эмалей, появившаяся в конце 15 - начале 16 столетия, в эпоху широкого распространения светских ренессансных сюжетов, отличается большей "живописностью" и "графичностью" - когда при монохромности композиции (техника "гризайль") преобладание однообразного теплого землистого фона изображения уравновешивается изысканной прорисовкой деталей.



Эмальерное искусство 16 века наиболее широко представлено работами семьи Лимузен. В начале 17 века понятие "лиможская работа" прочно связывается с изготовлением ювелирных изделий. Вместо медных пластин используются золотые, в силу чего стоимость эмалевых изделий существенно возрастает. В эмальерной технике широко используются корнуольское олово( для усиления кроющего слоя), испанская сафра (смесь кобальта и натрия) , придающая синей лиможской эмали глубину и насыщенность. Для яркости и силы красок изделие обжигают до 10-15 раз , причем используют разные температуры обжига - сначала обжигают краски с более низкой температурой плавления, затем температуру доводят до 800 градусов.


Последний раз редактировалось: La Mecha (Пн Янв 08, 2018 10:57 am), всего редактировалось 5 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
La Mecha
Волшебница Замка Белого Дракона


Зарегистрирован: 18.12.2017
Сообщения: 88

СообщениеДобавлено: Ср Дек 27, 2017 7:06 pm
Заголовок сообщения: Лиможские эмали в Эрмитаже
Ответить с цитатой



" а выставке в Синей спальне Зимнего дворца представлены предметы, исполненные в XV веке, - иконы, триптихи, пластины с религиозными сюжетами и вещи XVI столетия, уже светского назначения, - блюда, тарелки, соусники, зеркала.



В эпоху Возрождения в городе Лиможе (Франция) получает развитие художественное производство, которое наравне с керамикой Сен Поршера и сельскими глинами Палисси составляет славу французского прикладного искусства. Еще в средние века Лимож славился своими выемчатыми эмалями на меди. В конце XV веке лиможские мастера вновь обращаются к этому типу декора. Медь остается основой произведений, но эмаль используется иначе. Теперь эмалевый порошок не заполняет выемки на меди, а наносится шпателем или кистью на основу и после обжига образует стекловидную поверхность. Существует два приема росписи: первый - прозрачными и непрозрачными полихромными эмалями, и второй, возникший позже, когда на основу, покрытую синей или черной эмалью, белой краской наносится рисунок (гризайль).

На раннем этапе производства мастера создают произведения на религиозные сюжеты в виде пластин для алтарей, диптихов, триптихов, поцелуйных образков. Постепенно, с развитием ренессансных традиций, появляются сцены мифологические и светские.

С середины XVI столетия изготавливаются тарелки, чаши, солонки, кувшины. Эти вещи из-за хрупкости эмалевого слоя не имели функционального применения, они предназначались для украшения интерьера и, как правило, выставлялись на полках шкафов-дрессуаров, свидетельствуя о богатстве владельца..."

http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/1999_2013/hm4_1_110/?lng=ru





Последний раз редактировалось: La Mecha (Пн Янв 08, 2018 10:52 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
La Mecha
Волшебница Замка Белого Дракона


Зарегистрирован: 18.12.2017
Сообщения: 88

СообщениеДобавлено: Ср Дек 27, 2017 7:24 pm
Заголовок сообщения: Леонар Лимузен
Ответить с цитатой



" ХII до XVIII в., Лимож был знаменит своими художественными эмалями по меди: в основу старой школы легли непрозрачная выемчатая (церковные медные предметы ХII-XIV вв.) и кроющая прозрачная эмали (на гравированных изделиях ХIV-ХV вв, из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью).

Расцвета производство достигло в ХV-ХVII вв., источником вдохновения послужила фламандская и итальянская живопись ХV-ХVI вв. Яркие, с обилием золота эмали старой школы сменились к началу XVI в. новой школой — более светской (шкатулки, сосуды, пластинки-портреты), графичной, почти монохромной. Эмалевые вещицы из Лиможа одно время все называли «лимозенами». Возможно, еще и потому, что с 1530 г. в лиможской эмалевой мануфактуре работал живописец на эмали и стекле Леонар Лимозен (ок. 1505-1577 гг.), который при короле Франциске I (1494-1547 гг.) был директором мануфактуры и придворным живописцем, автором огромного количества портретов на эмалевых пластинках. Позже эмали по меди уступили место фарфору и фаянсу, производство сократилось до минимума."

Источник http://geosfera.org


Леонар Лимузен. Портрет коннетабля Монморанси


Леонар Лимузен. Портрет Анри д, Альбре


Леонар Лимузен. Портрет Генриха II.


Последний раз редактировалось: La Mecha (Пн Янв 08, 2018 10:53 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
La Mecha
Волшебница Замка Белого Дракона


Зарегистрирован: 18.12.2017
Сообщения: 88

СообщениеДобавлено: Ср Дек 27, 2017 7:42 pm
Заголовок сообщения: Расписные эмали Возрождения
Ответить с цитатой



"асписные эмали Лиможа составляют одну из отличительных форм искусства французского Возрождения, но их производство остается в значительной степени региональным.

Большая часть того, что характеризует искусство того времени, - великолепные интерьеры Фонтенбло, архитектура Парижа и королевские замки - сосредоточены в Иль-де-Франсе и его окрестностях. Вдали от круга короля эмальеры в центральной Франции возродили местное производство, улучшали более ранние методы эмалирования.
Лиможские ремесленники сосредоточились на литургических темах и религиозных предметах, как в Средние века, так как город находился на пути паломничества в Италию и Испанию.



К XVI веку, как и многие художники эпохи Возрождения, они превосходно разбирались в классической мифологии, так же, как и в христианстве.
На овальном блюде конца XVI века эмальера Жана Реймона изображена Тайная Вечеря с одной стороны, а Юпитер, верхом на орле, с другой. Образы часто копировались из других форм искусства: книжных миниатюр из Литургии часов, флорентийских картин, известных во Франции."



Источник https://hyperallergic.com/237178/the-radiance-of-the-french-renaissance-in-miniature



Последний раз редактировалось: La Mecha (Пн Янв 08, 2018 10:06 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Сб Дек 30, 2017 10:29 am
Заголовок сообщения: Портсигары. Эмаль
Ответить с цитатой

Несколько портсигаров, украшенных эмалью











Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
La Mecha
Волшебница Замка Белого Дракона


Зарегистрирован: 18.12.2017
Сообщения: 88

СообщениеДобавлено: Пн Янв 08, 2018 10:01 am
Заголовок сообщения: Искусство эмали
Ответить с цитатой



"итражная эмаль или эмаль оконная, или эмаль ажурная – это, без преувеличения, самая сложная и изысканная техника художественного эмалирования, которая появилась в конце девятнадцатого века в России.



Изысканная драгоценная посуда, парадное оружие, символы государственной власти и другие изделия прикладного искусства с ажурными витражными эмалями во все времена считались вершиной ювелирного искусства.



Этой техникой владели лучшие ювелиры с мировой славой. Дело в том, что сам процесс создания ювелирных изделий с цветными эмалями очень сложен и кропотлив. И опытный мастер вынужден постоянно проводить эксперименты для того, чтобы получить требуемый оттенок эмали, т.е. нужно быть не только художником, но ещё и технологом. Иногда (и очень часто) случалось так, что неудача подстерегает мастера в самый последний момент, когда изделие уже «почти готово».



По этой причине настоящие произведения искусства с витражной эмалью – это большая редкость. И стоимость таких изделий очень высока и сопоставима со стоимостью элитных драгоценных камней.



Изделия с витражной эмалью только кажутся хрупкими. С одной стороны, у витражных эмалей нет металлической основы, но после высокотемпературного обжита изделие становится очень прочным и сохраняет цвет на многие десятки и сотни лет. Ажурный металлический орнамент (который выполняют либо выпиливанием в металле, либо монтажом сложного узора из скановой проволоки) заполняют цветной прозрачной эмалью. А сам каркас выполняют из золота, серебра или меди.



Получаются произведения искусства невероятной красоты."
















Источник: http://svistanet.com/dragocennosti/skazochnaya-krasota-vitrazhnaya-emal.html#more-20883


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> ЗАМОК КОРОЛЕВЫ: Сокровищница Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net