всех предметов, знание которых, естественно,
приписывали
поэту слушатели.
33 4 Однако Гомер приписал Одиссею все знания в этих
областях; он
герой, со всяческими доблестями предпочтительно перед всеми другими
героями. Ведь у него Одиссей
Многих
людей города посетил и обычаи видел.
(Од. I, 3)
Ои:
u u
Муж преисполненный
козней различных и мудрых советов.
(Ил. III, 202)
Он постоянно
называется «градоборцем», взявшим Илион:
Словом, советом своим и искусством обманным.10
И Диомед говорит о
нем:
Если сопутник мой он, из огня мы горящего оба
К вам возвратимся.
(Ил. X, 246)
Более
того, Одиссей хвалится уменьем обрабатывать землю; например,
относительно косьбы он говорит:
Если бы весною... по косе одинаково острой
нам дали
В руки.
(Од. XVIII, 368)
И относительно
пахания:
Сам ты увидел, как быстро бы в длинные
борозды плуг мой
Поле изрезал.
(Од. XVIII, 375)
Но
не только Гомер обладал такой мудростью в этих делах, но и все
образованные люди ссылаются на поэта как на свидетеля, слова которого
правдивы, в доказательство того, что практическое знание такого рода
в значительной степени способствует
мудрости.
риторика же,
конечно, есть знание, имеющее отношение к речи. И
диссеи обнаруживает это знание во всей поэме: в «Испытании», в «Моль-
бах», в «Посольстве»,11 где Гомер говорит:
Но когда издавал
он голос могучий из персей,
Голос, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись!
ни единый бы смертный стязаться не смел с
Одиссеем!
(Ил. III, 221)
— 23 —