Произведения античных авторов на русском языке, а также материалы и исследования по истории античности

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

СТРАБОН
География в 17 книгах
стр. 20

ий Кроме того, тот факт, что неритмическая речь была названа

последи .    вает ее нисхождение на землю с некоей высоты или

«пешей», noKd~oiD«

с колесницы.    q    ,

7 Однако Гомер, по словам оратосфена, говорит не только о странах,
ооые находятся по соседству и в самой Греции, но даже и о многих
К°лаленных странах; и при изложении мифов Гомер более точен, чем по
следующие писатели, так как он не во всем видит чудеса, но в поучение
нам употребляет аллегории, перерабатывает мифы или стремится снискать
-спо\ожение слушателей, особенно в рассказе о странствованиях Одис
сея* говоря об этом странствовании, Эратосфен допускает много ошибок;
он объявляет пустыми болтунами не только толкователей Гомера, но и
самого поэта. Но об этом стоит сказать более подробно.

8. Прежде всего я должен отметить, что не только одни поэты призна- с 19
вали достоверность мифов. Ведь государства и законодатели гораздо
раньше поэтов признавали мифы из соображений их полезности,17 так как
всматривались в чувственную природу разумного человеческого существа.
Ведь человек отличается любознательностью, и в этом коренится его лю
бовь к мифическим рассказам, которая побуждает детей слушать и все
более и более принимать участие в этих рассказах. Причина в том, что
миф для них есть какой-то новый язык — язык, который говорит им не
об этом реальном мире, а о другом, существующем помимо этого. Но
визна же и неизвестность сюжета доставляют удовольствие. И это как
раз и внушает человеку любознательность. Но если сюда присоединится
элемент диковинного или чудесного, то тем самым усиливается удоволь
ствие от рассказов, которое и является как бы приворотным зельем для
обучения. В начале обучения детей необходимо употреблять такие при
манки, но по мере того как они начнут подрастать, следует подводить их
к познанию реальных предметов, так как их разум уже окреп и больше
не нуждается в том, чтобы ему угождали. И всякий невежественный и
необразованный человек является в некотором смысле ребенком и, как
ребенок, любит мифы. Этим отличается и человек полуобразованный, ибо
его разум недостаточно развит и, кроме того, сохраняет привычку, при
обретенную с детства. Но так как чудесный элемент в мифах не только
доставляет удовольствие, но даже внушает страх, то мы можем пользо
ваться мифами того и другого рода для детей и взрослых. Детям мы рас
сказываем мифы, доставляющие удовольствие для поощрения к добру и
внушающие страх, чтобы отвлечь их от нехороших поступков. Таковы,
например, Ламия, мифы о Горгоне, Эфиальте и Мормолике. Мифы, до
ставляющие удовольствие, побуждают к добру большинство населения
ГосУДарств. Так бывает, когда люди, живущие там, слушают рассказы

о Этов 0 мифических подвигах, например о подвигах Геракла, Фесея или
почестях» ДаР°ванных им богами, или же видят картины, примитивные
К0Г0УИ Или скУльптУрные произведения, изображающие какую-нибудь та-
лож ^°Да внезапную перемену судьбы мифических героев в противопо-
Ую сторону. Но эти люди отвращаются от злых поступков, когда





- 25