таемый мир, а
только свою собственную страну и землю, лежащую прямо
напротив них, т. е. Карию, где теперь живут ионийцы и их соседи. С те
чением времени, двигаясь все дальше и знакомясь все с большим числом
стран, греки в конце концов пришли к нынешнему делению материков.
Возникает вопрос, неужели «первые люди», разделившие 3 материка
(чтобы начать с последних положений Эратосфена, давая пищу спорам не
так, как Демокрит, но в манере самого Эратосфена), были теми, кто ста
рался отделить свою собственную страну от Карии, лежащей напротив;
или же последние имели представление только о Греции, о Карии и о не
большой части прилегающей к ней области, не будучи знакомы ни
с 66 с Европой, ни с Азией, ни с Ливией, тогда как в последующее время люди
могли обойти достаточно стран, чтобы получить представление об обитае
мом мире; спрашивается, были ли это те, кто разделил землю на 3 части.
Как же они не смогли разграничить обитаемый мир? И кто же, говоря
о 3 частях и
называя каждую из них материком, не имеет в виду целое,
которое он делит на части? Если он, расчленяя только какую-то часть
обитаемого мира, не принимает во внимание весь обитаемый мир, тогда
могут спросить, какой части обитаемого мира Азия или Европа или ма
терик вообще составляли часть. Действительно, эти положения Эрато
сфена сформулированы нескладно.
8.
Еще более нескладно объявить, что он не видит, какую практиче
скую пользу может принести установление границы, и приводить в при
мер Колитт и Мелиту, а затем сворачивать на противоположное. В^дь если
войны за Фиреи и Ороп возникли из-за незнания границ, то разграниче
ние земель приносит все же какую-то практическую пользу. Или, может
быть, Эратосфен полагает, что точное установление границ между стра
нами и, клянусь Зевсом, каждым народом в отдельности практически
полезно, тогда как разграничение материков излишне? И даже в этом слу
чае оно не менее важно; ведь может возникнуть спор и о границах мате
риков у могущественных правителей; например, один владеет Азией,
другой — Ливией, кому же из них принадлежит Египет (так называемый
Нижний Египет). Если пренебречь этим примером (так как он редко
встречается в действительности), то следует сказать, что материки делят
соответственно главному принципу деления, относящемуся также ко всему
обитаемому миру. На этом основании нам не надо думать о том положе
нии, что пользующиеся реками в качестве границ оставляют некоторые
области без разграничений, потому что реки не достигают океана и не
превращают материки в настоящие острова.
9.
В конце своей книги Эратосфен критикует тех, кто делит все
челове
чество на две группы — на греков и варваров, а также и тех, кто советовал
Александру считать греков друзьями, варваров — врагами; было бы
лучше, продолжает он, делить людей по хорошим и дурным качествам, ибо
есть не только много дурных греков, но и много образованных варваров
(например, индусы и арианы), кроме того, существуют римляне и карфа
геняне с таким удивительным государственным устройством. По этой при-
— 72 —