утверждает
Эратосфен, а не то, что Деимах. Ведь если бы Индия была
шириной в 20000 или даже 30000 стадий, то она не могла бы уместиться
в пределах такого пространства. Но если ширина ее такова, как вычислил
Эратосфен, то она поместится в этих пределах.44 Подобное же незнание
выдает и утверждение Деимаха о том, что нигде в Индии Медведицы не
заходят и тени не падают в противоположных направлениях, так как
стоит только пройти 5000 стадий на юг от Александрии, как сейчас же
обнаружится это явление. Таким образом, Гиппарх опять неверно исправ
ляет это утверждение Эратосфена: во-первых, принимая, что Деимах сказал
«летний тропик» вместо «зимний тропик», во-вторых, думая, что не следует
опираться в вопросах математики на свидетельство человека, незнакомого
с астрономией, как будто бы Эратосфен предпочитал другим свидетельство
Деимаха и не обходился с ним, как обычно с людьми, говорящими глупости.
Ведь один из способов опровергнуть тех, кто выставляет глупые возраже
НИЯ) — это показать, что их собственное утверждение, каково бы оно
ни
было, говорит против них.
20.
Итак, принимая до сих пор гипотезу о том, что самые южные области
Индии возвышаются против Мерое (в пользу этой гипотезы высказались
и поверили в нее многие авторы), я показал проистекающие отсюда неле
пости. Но так как Гиппарх не представил до сих пор никаких возражений
против этой гипотезы, а затем во II книге отверг ее, то мы должны рас
смотреть также его соображения по этому поводу. Он говорит: «Если
области, лежащие на одной параллели, возвышаются друг против друга,
то при наличии большого расстояния между ними это (именно, что они
лежат на одной параллели) установить невозможно без сравнения „клима
тов" в обоих пунктах». Что касается «климата» 45 Мерое, то
Филон, кото
рый составил описание своего плавания в Эфиопию, рассказывает, что
солнце там находится в зените за 45 дней до летнего солнцеворота; он
указывает также отношение гномона к тени как при солнцевороте, так и
при равноденствии, и сам Эратосфен вполне соглашается с Филоном.
Однако относительно «климата» Индии никто не дает сведений, и даже
сам Эратосфен. Если действительно верно, что в Индии обе Медведицы
заходят (как полагают, основываясь на свидетельствах Неарха и его по
следователей), то тогда невозможно, чтобы Мерое и оконечности Индии
лежали на одной параллели. Однако если Эратосфен присоединяется к тем,
кто утверждает, что обе Медведицы заходят, то как же, спросим мы, можно
сказать, что никто не сообщает о «климате» Индии и даже сам Эратосфен.
Ведь это высказывание Эратосфена относится к «климату». Если Эра
тосфен не согласен с сообщением о заходе Медведиц, то пусть его избавят
от обвинения. И, действительно, Эратосфен не согласен! Более того, даже
когда Деимах высказал утверждение, что нигде в Индии Медведицы не
заходят и тени не падают в противоположном направлении (как предпо
лагал Мегасфен), то^Эратосфен обвинил его в невежестве, считая ложным
связь мыслей: в ней есть, по признанию самого Гиппарха, одно ложное
положение, что тени не падают в противоположном направлении, сочетаю-
— 82 —