Произведения античных авторов на русском языке, а также материалы и исследования по истории античности

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

СТРАБОН
География в 17 книгах
стр. 148

3.    После этого города следует Абдера^— город, также основанный фини
кийцами. Выше этой местности, в горной стране, показывают город Одис- с 157
сеи и в нем святилище Афины, по утверждению Посидония, Артемидора и
Асклепиада из Мирлеи (человека, который обучал грамматике в Турдета
нии и издал какое-то описание племен этой области). Асклепиад сообщает,

что в святилище Афины прибиты щиты и корабельные носы в воспомина
ние странствований Одиссея, что некоторые участники похода с Тевкром
поселились в стране каллаиков и там были два города: один под названием
Эллины,3 другой — Амфилохи,4 потому что «е только Амфилох умер там,
но его спутники во время скитаний проникли в глубь страны. Рассказы
вают, продолжает он, что какие-то спутники Геракла и переселенцы из Мес-
сении поселились в Иберии. Что касается Кантабрии, то, по сообщению
Асклепиада и других писателей, какую-то часть ее заняли лаконцы. Здесь
упоминают также город Опсикеллу, основанный Окелом, который вместе
с Антенором и его детьми переправился в Италию. Что касается Ливии,
то некоторые люди верили, придавая значение рассказам гадир,ских купцов,
как указал уже Артемидор, что племена, живущие по ту сторону Маврусии,
вблизи западных эфиопов, называются лотофагами, так как они питаются
лотосом (какая-то трава и корень) и при этом не нуждаются в питье или
не имеют его вследствие недостатка воды, хотя их страна простирается
даже вплоть до областей за Киреной. Еще и другое племя называется лото
фагами, которое живет на одном из островов перед Малым Сиртом, именно
на Менинге.

4.    Поэтому вовсе не удивительно, если поэт сочинил миф о странствова
ниях Одиссея таким образом, что большую часть рассказов об Одиссее он
поместил в Атлантическом море за Столпами; ибо рассказы так тесно свя
заны с фактами как в отношении местностей, так и всех прочих обстоя
тельств, вымышленных его фантазией, что он сделал свой вымысел правдо
подобным; и нет ничего удивительного в том, что некоторые люди, поверив
самим этим рассказам и большой учености поэта, положили поэзию Гомера
даже в основу научных исследований, как например поступил Кратет из
Маллоса и некоторые другие. Напротив, другие так неприязненно встре
тили подобного рода попытки, что не только изгнали поэта (как будто бы
он был простым землекопом или жнецом) из всей этой области науки,
но даже объявили безрассудными всех, кто брался решать такие научные
вопросы. При этом никто из грамматиков или ученых других специально- с 15S
стей не отважился защищать, исправлять или делать что-либо подобное от
носительно утверждений таких людей. Однако мне по крайней мере кажется
возможным не только защитить, но и исправить многое из их утвержде
ний, в особенности же все то, чем Пифей ввел в заблуждение людей, кото
рые по незнанию западных и восточных областей вдоль побережья океана
поверили ему. Но этот вопрос мы оставим, так как он требует особого и
Длительного обсуждения.

5.    Причиной странствований греков среди варварских племен можно
считать раздробленность последних на мелкие части и независимые владе-




— /53 —