и моря. Посидоний
также считает рассказ об этом наиболее достоверным;
однако оракул и многократные колониальные экспедиции к Столпам он
признает финикийской выдумкой. Относительно колониальных экспедиций,
что можно с уверенностью утверждать за или против их достоверности,
когда и то и другое мнение одинаково нелепо? Однако отрицать, что ост
ровки или горы похожи на Столпы, искать у Столпов в собственном
смысле слова пределов обитаемого мира или похода Геракла — это имеет
известный смысл; ведь существовал же древний обычай ставить такого
рода пограничные знаки. Например, жители Регия поставили столб — не
что вроде маленькой башни, который стоит у Пролива; 16 и против
этого
столба поставлена так называемая башня Пелора.17 Далее, так
называемые
алтари Филенов 18 находятся в стране приблизительно на полпути между
Сиртами. Есть упоминание о столбе, воздвигнутом в прежние времена на
Коринфском перешейке теми ионийцами, которые после изгнания из Пело
поннеса завладели Аттикой и Мегаридой вместе с племенами,19 захвати
вшими Пелопоннес; они начертали на стороне столба, обращенной к Мега-
риде:
Здесь
не Пелопоннес уж, а Иония,
а на другой:
Здесь
уж Пелопоннес, а не Иония.20
Александр
же в подражение Гераклу и Дионису воздвиг алтари,21 обо
значавшие пределы его индийского похода в самых крайних областях, ко
торых он достиг на востоке Индии. Такой обычай действительно суще
ствовал.
6.
Более того, естественно, что и местности получают одинаковые назва
ния, когда время уничтожает установленные пограничные знаки. Напри
мер, алтари Филенов теперь уже не существуют, а место удержало свое
старое название. В Индии, как говорят, не видно Столпов Геракла или
Диониса, но все же, когда македонянам называли или показывали из
вестные места, они принимали за Столпы только те места, где находили
известный знак, намекающий на события из истории о Дионисе или
Геракле. Таким образом, без сомнения и здесь в Гадирах первые при
шельцы применяли известные пограничные знаки, воздвигнутые человече
скими рукам/и, — алтари, башни или столпы, помещая их на самых видных
местах в наиболее отдаленных местностях, куда они заходили (самые вид
ные места для обозначения концов и начал местностей — это проливы,
горы, расположенные там, и островки);22 когда же исчезли
воздвигнутые
человеческими руками памятники, их имена получили местности, будь то
островки или мысы, образующие пролив, ибо трудно уже определить,
к островкам или к мысам следует отнести название, так как термин
«Столпы» подходит к обоим. Я говорю «подходит», потому что они распо
ложены в таких местах, которые ясно указывают на пределы; в силу этого
пролив называется «устьем», не только этот, но также и многие другие,
т· е. при входе в него «устье» является началом, а при выходе
концом.
— 165 -