з фута и погрузить
трезубец в илистую воду, то можно проколоть значи
тельной величины рыбу; она питается илом, так же как угри. Эти реки бе
рут начало в Пиренеях между Нарбоном и священным участком Афродиты:
на другой стороне Нарбона они текут в море с Кеммена, откуда текут
Атак, Орбис и Араурий. На первой из этих рек расположена Бетера, без
опасный город, поблизости от Нарбона, а на другой — Агафа, основанная
массалиотами.
7. На
вышеупомянутом побережье есть не только одна диковина__
«ископаемые
краснобородки», но и другая, пожалуй более поразительная,
о которой я теперь расскажу. Между Массалией и устьями Родана есть
равнина круглой формы, на расстоянии почти 100 стадий от моря и с
столько же диаметром. Эта равнина называется Каменной равниной21
из-за того, что она полна камней такой величины, которые могут уме
ститься в руке, и под камнями растет дикая кормовая трава, которая пред
ставляет тучные пастбища для скота.22 В центре равнины есть вода,
соле
ные источники и соль. Вся лежащая выше страна, как и эта, подвержена
действию ветров, но черный северный ветер, резкий и холодный, обруши*
вается на эту равнину с исключительной свирепостью; по крайней мере го
ворят, что он увлекает и катит даже некоторые камни; порывы ветра
сбрасывают людей с повозок и срывают с них оружие и одежду. Аристо
тель утверждает, что камни эти, изверженные на поверхность землетрясе
ниями (которые называются «брастами»),23 катятся и скопляются в
углуб
ленных местах страны. Наоборот, по словам Посидония, это24 было
озеро;
оно затвердело, пока волны разбрызгивались, и затвердевшая масса раз
дробилась на множество камней (подобных речным камням и морской
прибрежной гальке), в силу сходства происхождения одинаково гладких
и равновеликих. Оба писателя приводят свои причины, и без сомнения до
воды их убедительны. Ибо собранные вместе камни естественно не могли
сами по себе превратиться из жидкости в твердое тело или отломаться от
больших каменных глыб, получивших ряд трещин. Эсхил, однако, основа- с
тельно изучив это труднообъяснимое явление или же получив о нем сведе
ния из другого источника, перенес его в область мифа. Во всяком случае
Прометей у него говорит, указывая Гераклу путь от Кавказа к Гесперидам:
Придешь в страну неустрашимых лигиев,
Там не вступай в сраженье, хоть ты сердцем
храбр.
Бой труден. И доспех свой суждено тебе
Там потерять. Поднять булыгу вздумаешь,
А не найдешь и камня: вся земля мягка.
Тебя в беде увидит Зевс и сжалится,
И грозовые облака пошлет, и град
Падет на землю каменный. И камни ты
С земли поднимешь и разгонишь лигиев.
(Освобожденный
Прометей, фрг. 199. Наук)
Как
будто Зевсу не лучше было, замечает Посидоний, сбросить камни
на самих лигуров и засыпать их всех, чем изобразить Геракла нуждаю-
— 775 —