вают отчасти
мифические, отчасти более достоверные истории об Амоллии 5
и его брате Нумиторе. Оба брата получили власть над Альбой, простирав
шейся до Тибра, от потомков Аскания. Однако младший брат Амоллий от
странил старшего и стал править единолично. У Нумитора были сын и
дочь. Амоллий изменнически убил сына на охоте, а дочь сделал жрицей
Весты, чтобы она, храня вечную девственность, осталась бездетной. Ее на
зывают Реей Сильвией. Затем, обнаружив, что она лишилась невин
ности, так как у нее родились близнецы, царь в угоду брату велел заклю
чить ее в темницу, вместо того чтобы убить молодую женщину, а близне
цов по отцовскому обычаю выбросить на берег Тибра. Миф утверждает,
что дети родились от Ареса и что люди видели, как их, выброшенных на
берег, кормила волчица. Некий Фаустул, один из окрестных свинопасов,
взял их якобы к себе на воспитание (нужно думать, что это был человек
знатный, один из подвластных Амоллия, который взялся воспитывать де
тей); одного из близнецов он назвал Ромулом, другого — Ромом.6 Возму
жав, они напали на Амоллия и его сыновей. После гибели последних власть
перешла к Нумитору, а братья-близнецы возвратились домой и основали
Рим в местности, определенной не столько выбором, сколько необходи- с
мостью.7 Действительно, эта местность не была от природы хорошо защи
щена, и в окрестностях не было столько годной земли, сколько нужно для
города, и даже не хватало населения, которое могло бы там жить. Ведь
обитавшие там люди жили сами по себе (хотя их территория почти что
касалась стен строящегося города) и не особенно заботились об албанцах.
Это были Коллация, Антемны, Фидены, Лабик и другие, тогда маленькие
[албанские] городки, а теперь селения или владения частных граждан
в 30 стадиях или немного больше от Рима. Во всяком случае между 5-м и
6-м камнем, обозначающим мили от Рима, находится местность под на
званием Фесты. Эту последнюю считают границей тогдашней римской об
ласти. Здесь и в некоторых других местах, как в бывших пограничных
пунктах, в один и тот же день жрецы 8 совершают жертвоприношение, ко
торое называется «Амбарвия».9 Во время основания города между
братьями возникла ссора, причем Рем, как говорят, был убит.10
Закончив
постройку города, Ромул стал туда собирать окрестный людской сброд;
он превратил в «убежище» 11 священный участок между кремлем и Капито
лием и объявил гражданами всех соседей, сбежавшихся туда ради убе
жища. Но так как Ромул не получил права взаимных браков для своих
граждан, то он учредил одно конское состязание, посвященое Посидону,
которое устраивается еще и теперь. Когда народ собрался во множестве
(главным образом сабиняне), он приказал всем, кто хотел вступить в брак,
похитить девушек, пришедших на состязание. Тит Таций, царь куритов,
сначала хотел отомстить 12 с оружием в руках за оскорбление, но
затем
вступил в соглашение с Ромулом при условии общности власти и госу
дарства. После того как Таций был изменнически убит в Лавинии, Ромул
с согласия куритов стал царствовать один. После Ромула власть наследо
вал Нума Помпилий, согражданин Тация, получив ее от добровольно под-
— 2/5 —