Произведения античных авторов на русском языке, а также материалы и исследования по истории античности

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

СТРАБОН
География в 17 книгах
стр. 264

от троянцев к земле фракийцев, и вместе с тем связывать с Фракией
землю мисийцев, которые находятся вовсе не «далеко», но живут на гра
нице с Троадой, за ней и по обеим ее сторонам и отделены от Фракии ши
роким Геллеспонтом, — это значит смешивать материки и не понимать спо
соба выражения поэта; ведь «отвратил обратно» обычно 8 значит «назад»·
но кто перенес взор от троянцев на племя, которое находится или сзади
троянцев, или по сторонам их, тот, конечно, переносит взор далее вперед, с
но никоим образом не «назад». Следующая фраза9 Гомера является до
казательством того же взгляда, потому что поэт соединил с мисийцами
гиппемолгов, галактофагов и абиев, которые и есть кочующие в кибитках
скифы и сарматы. Действительно, еще и теперь эти племена, так же как и
бястарны. смешаны с фракийцами (правда, больше с живущими по ту сто
рону Истра и с теми, что живут по эту сторону). С ними смешались кельт
ские племена — бойи, скордиски и тавриски. Скордисков, впрочем, некото
рые называют «скордистами», а таврисков — «теврисками» 10 и «таври-
стами».

3.    По сообщению Посидония, мисийцы из благочестия воздерживаются
употреблять в пищу живые существа, поэтому не едят и домашних живот
ных. Они питаются медом и сыром, ведя мирную жизнь, поэтому их назы
вают «богобоязненными» и «капнобатами».11 Существуют также фракийцыг
живущие отдельно от женщин; их называют «ктистами»,12 в силу возда
ваемого им уважения они считаются священными и живут свободными от
всякого страха. Гомер говорит о всех этих народностях вместе:

. . . дивных мужей гиппемолгов,

Галактофагов и абиев, из смертных что всех справедливей.

(Ил. XIII, 5-6)

Поэт называет их «абиями» потому, что они живут отдельно от жен
щин, так как полагает жизнь без Женщин неполной (подобно тому, как он
считает дом Протесилая «неполным», потому что тот был вдовцом).13 Он
говорит о мисийцах как о «бойцах рукопашных», ибо они были неустраши
мыми, как вообще все храбрые воины. Посидоний добавляет, что в «Три
надцатой песне» 14 вместо «мисян бойцов рукопашных» следует писать
 ('Месян бойцов рукопашных».    _

4.    Однако, быть может, изменять чтение, принятое в течение стольких
лет, было бы излишним. Ведь гораздо вероятнее, что эта народность перво
начально называлась мисийцами, а впоследствии ее имя было изменено
в теперешнее. Что касается абиев, то имя их можно толковать и как «без
брачные», и как «лишенные очагов» или «живущие в кибитках». Ведь не
справедливости возникают вообще только в связи со сделками и [там, где]
уважение к материальным благам слишком велико. Поэтому разумно
было бы назвать справедливейшими тех, кто, как абии, живет бережливо от
скромных достатков. В самом деле, философы, сближающие справедливость
с Умеренностью, прежде всего стремятся к личной независимости и к про
стоте. Поэтому, доведя умеренность до крайности, некоторые из них обра-


— 27/ —