-МИ а также еЩе
раньше пребывание Аристотеля в Халкиде, где он и
кончил свою жизнь.22 ^
12.
Итак, эти города большей частью жили между собой в согласии
и,
даже поссорившись из-за Лелантской равнины, вовсе не настолько разо
рись, чтобы решать все споры самовластно военной силой, но пришли
к соглашению о том, как и при каких условиях вести войну. Этот факт
за
свидетельствован надписью на каком-то столбе в Амаринфском храме, за
прещающей пользоваться дальнобойным метательным оружием. Действи
тельно, для военных обычаев и вооружения воообще, конечно, нет и раньше
никогда не было никакого правила. Но одни пользуются дальнобойным
метательным оружием, как например стрелки из лука, пращники и метатели
копий, другие же — оружием для рукопашного боя, как например те, кто
сражается мечом или с копьем наперевес; ведь копье применяют двояким
способом: во-первых, при рукопашной схватке, а во-вторых, как дротик;
равным образом и древко копья служит для обеих целей: для рукопашного
боя и для метания; точно так же дело обстоит с сариссой и дротиком.23
13.
Евбейцы отлично умели сражаться в «правильном» бою, который
называется также «близким» или «рукопашным». По словам Гомера, они
применяли копья, вытянутые наперевес:
Воинов пылких,
горящих ударами ясневых копий С 449·
Медные брони
врагов разбивать рукопашно...
(Ил. И, 543)
Быть
может, метательные копья были другого рода оружием, каким
было, вероятно, «Пелеево ясеневое копье», которое, как говорит поэт:
-
Двигать не мог ни один, но легко Ахиллес
потрясал им.
(Ил. XIX, 389)
Когда
Одиссей говорит:
Дале копьем я
достигнуть могу, чем другие стрелою,
(Од. VIII, 229)
то он имеет в виду
метательное копье. И если поэт изображает единобор
цев, то сначала они сражаются метательными копьями, а потом берутся
за мечи. Впрочем, рукопашные бойцы не только те, кто сражается одним
мечом, но также, как говорит поэт, и с копьем в руке:
Сулицей медной
пронзил и могучего члены разрушил.
.
(Ил. IV, 469)
Так
Гомер изображает евбейцев сражающимися подобным образом:
относительно локров, напротив, он говорит:
Дух не вытерпливал
их рукопашного стойкого боя.
Только на верные
луки и волну, скрученную в пращи,
Локры, надеясь,
пришли к Илиону.
(Ил. XIII, 713,
716)
— 425 —