Произведения античных авторов на русском языке, а также материалы и исследования по истории античности

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

СТРАБОН
География в 17 книгах
стр. 442

оТ присутствовал вместе с матерью на тайных священнодействиях, уча-
Ттв0вал в дионисической процессии, многократно восклицая: euoi saboi и
hyes attes, attes h) es.20 Ибо эти слова употребляются при служении Са-
базйю и Великой Матери.

19.    Кроме этого, относительно этих демонов и их разнообразных имен
можно обнаружить, что они назывались не только служителями богов, но
и сами считались богами. Так, по словам Гесиода, например, у Гекатера и
дочери Форонея было 5 дочерей:

От них же горные нимфы — богини родились
И поколенье ничтожных, к труду неспособных сатиров,

И род куретов — богов, возлюбивших затеи и пляски.

(фрг. 198. Ржах)

Автор «Форониды»30 называет куретов «флейтистами» и «фригий- с 472
нами»; другие же писатели — «порождениями земли» и «носящими мед
ные щиты». Иные называют «фригийцами» корибантов, а не куретов, по
следних же — «критянами» и говорят, что критяне первыми стали носить
медные доспехи на Евбее; поэтому-то их называли также «халкидянами».31
Одни утверждают, что титаны дали Рее вооруженных служителей — кори
бантов, прибывших из Бактрианы, другие — из Колхиды. В критских ска
заниях куреты называются «кормильцами» и «стражами Зевса», вызван
ными Реей из Фригии на Κρπν. По рассказам некоторых, на Родосе было
9 тельхинов,32 причем куретами назывались те из них, которые, сопрово
ждая Рею на Крит, «воспитывали младенца Зевса». Кирбант, друг куре
тов, основал Гиерапитну. Он дал повод прасийцам утверждать среди ро
досцев, что корибанты были некими демонами — детьми Афины и Гелиоса.
Согласно другим, корибанты — дети Кроноса; наконец, еще некоторые пи
сатели считают их сыновьями Зевса и Каллиопы и утверждают их то
ждество с кабирами. Последние, по их словам, ушли на Самофракию
(прежде называемую Мелитой), а обряды кабиров имели мистический
характер.

20.    Эти сказания собрал Деметрий Скепсийский. Но он не принимает
последнего утверждения, так как, по его словам, на Самофракии не было
никаких мистических сказаний о кабирах. Однако он приводит мнение
'-тесимброта из Фасоса, что на Самофракии совершались священные об
ряды в честь кабиров, а название свое кабиры, по его мнению, получили
°т горы Кабира в Берекинтии. Некоторые считают куретов служителями

екаты, отождествляя их с корибантами. Однако Деметрий Скепсийский
опять на это возражает (в противоположность словам Еврипида),33 го-
в°ря, что на Крите почитание Реи не было обычным и распространенным
как туземное, но являлось таким только во Фригии и Троаде; те же, кто
Делает такие утверждения, по его словам, передают скорее мифы, чем
исторические сведения; впрочем, быть может, к такому заблуждению могло
^ривести их и случайное тождество названий местностей. Так, например,
хда не только троянская, но и критская гора, а Дикта — местность





29 Страб он — 449 —