не являющиеся
спартанскими колониями, имеют тем не менее одинаков
с ними обычаи. BbIe
18.
Далее Эфор рассказывает. Спартанский законодатель Ликург
g
на 5 поколений моложе Алфемена, который вывел колонию на Крит к/Л
передают историки, Алфемен был сыном того Кисса, который осно **
Аргос приблизительно в то же время, когда Прокл начал вновь заселят*
Спарту; Ликург же, как все согласно признают, был шестым потомков
Прокла. Копии не бывают раньше оригиналов и новое прежде старого
Пляска, бывшая в обычае у лакедемонян, ритмы и пеаны, исполняемые
по предписанию закона, и много других обычаев называются у них крит
скими, как будто бы они возникли на Крите. Из числа высших спартан
ских государственных должностей некоторые имеют то же самое управле
ние и те же названия, что и на Крите, как например должности
«старейшин»33 и «всадников»34 (за исключением того, что
на Крите
с 482 «всадники» в
действительности владеют конями; отсюда делают вывод,
что должность «всадников» на Крите древнее, так как она сохранила там
подлинное значение названия; спартанские же «всадники» не держат ло
шадей). Однако спартанские эфоры носят другое звание, хотя и выпол
няют одинаковые функции с критскими космами. Общие трапезы у кри
тян еще и теперь называются «андриями», тогда как у спартанцев преж
нее имя их не сохранилось. У Алкмана во всяком случае находим следую
щее:
На пирах и празднествах
Среди сотрапезников андрий подобает зачинать
пеан.
(Фрг. 22. Бергк)
19.
Критяне говорят, продолжает затем Эфор, что Ликург прибыл
к ним по следующему поводу. Был у Ликурга старший брат Полидект.
После кончины он оставил беременную жену. Ликург занял трон на неко
торое время вместо брата, но после рождения ребенка, к которому должна
была перейти царская власть, он стал опекуном наследника. Однажды
кто-то, издеваясь над Ликургом, сказал, что, как ему хорошо известно,
Ликург будет когда-нибудь царем. Тогда последний подумал, что из-за
этих речей он может подвергнуться ложному обвинению* в злом умысле
против ребенка; из страха, как бы враги не возложили на него вину за
случайную смерть ребенка, он и отправился на Крит. Такова, говорят,
была причина Ликургова путешествия. По прибытии на Крит он сбли
зился с Фалетом — мелическим поэтом и человеком, сведущим в законо
дательстве. От последнего Ликург узнал о том способе, каким прежде Fa-
даманф, а потом Минос распространяли среди людей свои законы, как бы
исходящие от Зевса. Он побывал в Египте, изучил местные обычаи, встре
тился, по словам некоторых, даже с Гомером, который жил тогда на
Хиосе, и вернулся опять на родину. Здесь Ликург застал уже на престоле
Харилая, сына своего брата Полидекта. Затем, приступив к составлению
законов, он посетил дельфийского бога и привез оттуда (подобно тому
— 458 —