тество,
Тигран не только отнял у парфян эти области, но даже опусто
шил их собственную страну — области около Нина и Арбел. Далее, он
покорил властителей Атропатены и Гордиеи и с их помощью остальную
часть Месопотамии. Перейдя Евфрат, он силой овладел самой Сирией и
Финикией. Вознесшись столь высоко в своем могуществе, Тигран основал
город недалеко от Иберии,17 между этой местностью и Зевгмой на Ев
фрате. Собрав сюда население 12 разоренных им греческих городов, он
назвал этот город Тигранокертами. Но Лукулл, который вел войну с Ми-
тридатом, прибыл раньше завершения постройки города. Лукулл не
только распустил жителей по родным местам, но при штурме разрушил
наполовину законченное сооружение, оставив на месте только маленькое
селение.18 Затем Лукулл изгнал Тиграна также из Сирии и Финикии.
Наследник его Артавасд преуспевал, пока состоял в союзе с римлянами,
но когда Артавасд изменил Антонию во время войны с парфянами, он
понес за это наказание. Антоний привез его в Александрию, в триум
фальной процессии его провели связанным по городу и некоторое время
содержали под стражей, но потом убили, когда началась Актийская война.
После Артавасда страной управляли несколько царей под властью Цезаря
и римлян; и теперь еще страна существует, управляемая на таких же на
чалах.
16.
Мидийцы и армяне почитают все священные обряды персов.
В особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини
построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они
посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь. В этом нет ничего
удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают бо
гине своих дочерей еще девушками. У последних в обычае выходить за
муж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за
деньги в храме богини, причем никто не считает недостойным вступать
в брак с такой женщиной. Нечто подобное рассказывает Геродот19 о ми-
дийских женщинах. По его словам, все они предаются разврату. При этом
они так ласково обращаются со своими любовниками, что не только ока
зывают им гостеприимство и обмениваются подарками, но нередко дают
больше, чем получают, так как они происходят из богатых семей, снаб
жающих их для этого средствами. Впрочем, они принимают любовниками
не первых встречных из чужеземцев, но преимущественно равных себе по
общественному положению. *