Произведения античных авторов на русском языке, а также материалы и исследования по истории античности

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

СТРАБОН
География в 17 книгах
стр. 548

. .. дарданийцам предшествовал сын знаменитый Анхизов,

(Ил. II, 819)

называя жителей «дарданийцами»; в другой же раз — «дарданцами»:

Трои сыны и ликийцы, и вы, рукопашцы дарданцы...

Здесь, вероятно, в древности была упоминаемая поэтом Дардания:

Нашего предка Дардана Зе»ес породил Громовержец,

Он — основатель Дардании;

(Ил. XX, 215)

теперь там не осталось и следов города.

25. По предположению Платона,32 после потопов возникли 3 формы
цивилизованной жизни: первая — на вершинах гор, примитивная и дикая,
так как люди испытывали страх перед водами, которые еще держались
как раз на поверхности равнин; вторая развилась по склонам гор, так как
люди уже постепенно стали набираться храбрости, потому что равнины
начинали высыхать; третья образовалась на равнинах. Можно, пожалуй,
говорить равным образом и о четвертой, пятой формах и даже больше;
последняя же форма цивилизации возникла на морском побережье и на
островах, после того как люди совершенно избавились от подобного рода
страха. Действительно, большая или меньшая решимость приблизиться
к морю заставляет, по-видимому, предполагать также некоторые различия
ступеней цивилизации и нравов, так же как и доблести и дикости, кото
рые до некоторой степени составляют уже переход к культурной жизни на
второй ступени. Но и на этой ступени существуют некоторые различия
между дикими, полудикими и цивилизованными людьми. Начиная уже
с последних постепенное изменение названий кончается переходом к го
родским и утонченным нравам соответственно изменению нравов к луч
шему вследствие перемен места жительства и образа жизни. Эти различия
и предполагает поэт, по словам Платона,33 приводя примером первой сту
пени цивилизации жизнь киклопов, которые питались дикими плодами и
обитали на вершинах гор в пещерах:

1    ►    .земля там

Тучная щедро сама без паханья и сева дает им
Вге.. .

Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов
В темных пещерах они иль на горных вершинах высоких
Вольно живут; над женой и детьми безотчетно там каждый
Властвует.

(Од. IX, 109, 112—114)

Примером второй ступени поэт выставляет жизнь во времена Дардана:

Он основатель Дардании; сей Илион знаменитый

В поле еще не стоял, ясноречных народов обитель.

Жили еще на погориях Иды, водами обильной.

(Ил. XX, 216)






- 555 -