Произведения античных авторов на русском языке, а также материалы и исследования по истории античности

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

СТРАБОН
География в 17 книгах
стр. 660

чай вместо коленопреклонения обращаться к царям и ко всем могуще
ственным и знатным людям в молитвенной позе. В этой стране встре
чаются также драгоценные камни, именно разнообразные карбункулы,
точно так же как и жемчуга.    ’

68.    Как пример несогласованности сообщений писателей я приведу рас
сказ о Калане. Все писатели согласны, что Калан сопровождал Александра
и в его присутствии добровольно принял смерть от огня. Однако что ка
сается самого способа сожжения и поводов к нему, то писатели говорят об
этом по-разному. Так, одни рассказывают, что Калан следовал за царем
в качестве восхвалителя его подвигов за пределы Индии, вопреки общему
обычаю тамошних философов. Действительно, индийские философы об
щаются с царями, наставляя ήχ в почитании богов подобно магам у пер
сидских царей. В Пасаргадах Калан занемог; тогда впервые напала на него
болезнь, и он 73 лет от роду, не обращая внимания на просьбы царя, ли
шил себя жизни. Был воздвигнут костер и на нем поставлено золотое ложе.
Калан лег на ложе, закрылся покрывалом и был сожжен. По сообщениям
других, был построен деревянный дом и наполнен листвой; на крыше дома
воздвигли костер. После торжественного шествия, в котором участвовал
сам Калан, его по собственному приказанию заперли в доме. Затем фило
соф бросился в огонь и сгорел, как бревно, вместе с домом. По словам
Мегасфена, учение философов не обязывает последователей лишать себя С
жизни, а тех, кто посягает на это деяние, они считают по-юношески без
рассудными. Люди твердого характера, говорит этот писатель, бросаются
на меч или в пропасть; избегающие страданий — в морскую пучину, люди,
привыкшие переносить страдания, кончают жизнь повешением, а люди
пылкого нрава бросаются в огонь. Таким и был Калан, человек необуздан
ный, который превратился в раба за столом Александра. Поэтому Калана
порицали, а Мандания хвалили. Посланные Александра приглашали Ман-
дания прибыть к сыну Зевса, обещая в случае повиновения царские по
дарки, а за отказ угрожали наказанием. Софист ответил им, что
Александр не сын Зевса, так как не владеет даже самым малым клочком
земли; далее, он — Манданий — не нуждается в подарках того, кто сам
ненасытен; наконец, ему не страшны угрозы, так как при жизни для него
достаточно кормилицы — Индии, а смерть только избавит его от измучен
ного старостью тела и он перейдет в лучшую и более чистую жизнь. Але
ксандр похвалил Мандания и согласился с ним.

69.    Историки рассказывают также следующее. Индийцы почитают
Зевса Омбрия, реку Ганг и местные божества. Всякий раз, когда царь моет
себе волосы, они справляют великое празднество и посылают большие по
дарки, причем каждый наперерыв старается выставить свое богатство. Они
сообщают, что некоторые муравьи, копающие золото,51 крылатые. Золо
той песок реки несут вниз по течению подобно рекам в Иберии. Во время
праздничных процессий выступает много слонов в золотых и серебряных
Украшениях, так же как и множество колесниц, запряженных четверкой
коней, и упряжек быков. Затем следует войско, одетое в парадную одежду;


— 667 —