оттуда29
вследствие восстания; они присоединились к иудеям и переняли
их обычаи. Большую часть приморской области занимают озеро Сирбо-
нида и примыкающая к нему страна до Иерусалима, так как город нахо
дится недалеко от моря. Действительно, как я уже сказал,30 город
виден
из гавани Иопы. Эта область лежит к северу. Как вообще в этой стране
так и в каждой отдельной местности население смешанное из египетских
арабских и финикийских племен. Таковы обитатели Галилеи, Гиерикунта
Филадельфии и Самарии (которую. Ирод [Великий] назвал Себастой).
Хотя население здесь, таким образом, разношерстное, но преобладающее
[из заслуживающих доверия] сказаний о иерусалимском храме изобра
жает предков так называемых теперь иудеев египтянами.
35.
Моисей,31 один из египетских жрецов, владел частью
так называе
мого Нижнего
Египта. Недовольный существовавшим там положением
дел, он переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитате
лей божества. Действительно, Моисей утверждал и учил, что у
египтян
~
и ливийцев неправильное представление о божестве,
так как они изобра
жают его в образах
диких зверей и домашнего скота;32 ошибаются и
с 761
греки, представляющие богов в человеческом образе.
Ведь, по его мнению,
бог есть одно,
единое существо, которое объемлет всех нас, землю и
море — то, что мы
называем небом или вселенной, или природой всего
сущего. Кто,
будучи в здравом уме, дерзнет создать изображение такого
бога, похожее на какой-нибудь из окружающих нас предметов? Напротив,
следует оставить изготовление всяческих изображений божества и, отде
лив священный участок и подобающее святилище, почитать его без изо
бражения. И те, кто имеет вещие &ны, должны спать в святилище, не
только они сами ради своей пользы, но и другие ради [пользы] остальных.
Живущие воздержанно, праведной жизнью всегда могут ожидать от бо
жества какого-нибудь блага, дара или знамения, но прочие пусть не ожи
дают ничего.
36.
Излагая такого рода учение, Моисей убедил немалое число разум
ных людей и увел их вместе с собой в то место, где теперь находится по
селение Иерусалима. Землей этой ему удалось легко завладеть, так как
она была незавидного качества и за нее никто не стал бы серьезно бо
роться. В самом деле, это скалистая страна, правда обильная водой, но
окрестные области бедны и безводны, а внутренняя часть страны на
60 стадий имеет также каменистый слой под поверхностью почвы. В то же
время Моисей вместо оружия выставлял вперед святыню и божество, ко
торому он желал найти место для почитания; 33 народу он обещал уста
новить культ и священные обряды такого рода, чтобы те, кто принял его,
не тяготились расходами, одержимостью божеством или другими неле
пыми действиями. Подобными средствами Моисей снискал себе уважение
и установил необычного рода власть, так как все окрестные народности
охотно присоединялись к нему ради таких поучений и обещаний.
37.
Преемники Моисея некоторое время оставались верны его учению,
ведя праведную и истинно благочестивую жизнь. Впоследствии жреческая
— 704 —