должность
оказалась сначала в руках людей суеверных, а затем_само
властных. От
суеверия пошло воздержание от некоторых родов пищи от
которых даже и теперь у них существует обычай воздерживаться; обре
зание мальчиков и вырезание у девочек и некоторые другие обряды та
кого рода, установленные законом. Из тираний возникли разбойничьи
шайки.34 Мятежники разоряли страны, как свою, так и соседнюю; дру
гие же, действуя заодно с правителями, грабили чужое добро и подчинили
себе значительную часть Сирии и Финикии. Тем не менее, они сохра
няли известное уважение к своему главному городу, так как не чувство
вали к нему отвращения как к местопребыванию тиранов, но чтили и ува
жали его как святыню.
38.
Таков ход вещей и таков обычай, общий для греков и варваров.
Ведь объединенные в гражданские общины, они живут по общему закону.
Действительно, иным путем народным массам в какой-нибудь стране
было бы невозможно делать одно и то^_же в согласии друг с другом
(в чем именно и состоит гражданский союз) или вообще вести обществен- с
ную жизнь. Закон же этот двоякий, так как исходит или от богов, или
от людей. Древние по крайней мере божественный закон считали выше и
священнее, поэтому того, кто вопрошал оракула, весьма уважали; он при
ходил в Додону, чтобы
Волю
Зевеса услышать с дуба с высокой листвою,
(Од. XIV, 328)
обращаясь к Зевсу
как к советнику; а в Дельфы
Подкинутого
сына стараясь отыскать,
Или нет его на свете;
(Еврипид. Финикиянки 36)
а сын сам
'
^ Отправился, родителей желая отыскать,
В жилище Феба.
(Еврипид. Финикиянки 34)
И
Минос из критян
.. . царствовал
Каждый
девятый год собеседник Крониона мудрый,
(Од. X, 19)
который, по словам
Платона, каждые 9 лет поднимался в пещеру Зевса,
получая от него приказания, и затем приносил их людям. То же самое де
лал и Ликург,35 подражатель Миноса; ведь Ликург часто, по-видимому,
Уезжал с родины и вопрошал Пифию, какие повеления ему нужно пере
дать лакедемонянам.
45 Страбон — 705 —