ными дюнами, а на
арабской стороне — непрерывными скалистыми кру
чами, выше на юге — слияние рек Астаборы, Астапода и Астасобы, с се
вера же — дальнейшим течением Нила вплоть до Египта вдоль по упомя
нутым уже извилинам реки. Жилые дома в городах построены из пере
плетенных кусков пальмового дерева или из кирпичей. Соль у них иско
паемая, как и у арабов. Из деревьев часто встречается пальма, персея,1
эбеновое дерево и кератия.2 Охота идет на слонов, львов и леопардов.
Есть также змеи, которые вступают в борьбу со слонами, и много других
диких животных; ибо животные убегают из более жарких и сухих местно
стей в места влажные и болотистые.
3.
Над Мерое лежит большое озеро Псебо, а на нем — довольно насе
ленный большой остров. Так как ливийцы занимают область на западной
стороне по течению Нила, а эфиопы — область на противоположной, то
случается, что они поочередно владеют островами и речной областью, при
чем одни изгоняются другими и уступают место более сильным. У эфиопов
в употреблении также деревянные луки длиной в 4 фута, обожженные для
твердости на огне. Они вооружают и женщин, большинство женщин про
девает через губу мерное кольцо. Одеваются эфиопы в овчины, ибо шерсти
у них нет, так как овцы покрыты (волосами, как у коз; некоторые ходят
нагими, другие же опоясываются маленькими шкурами или искусно спле
тенными волосяными поясами. Богом они считают одно бессмертное су
щество (его они признают причиной всего), а другое смертное, какое-то
безымянное и неопределенное. Большей же частью они почитают как богов
своих благодетелей и царственных людей; причем царей считают общими
спасителями и хранителями всего, а людей особенных — особыми богами
для тех, кого они облагодетельствовали. Некоторые из живущих вблизи
жаркого пояса считаются безбожниками; по крайней мере, говорят, что
они ненавидят даже солнце и ругают его, смотря на восход, за то, что
солнце жжет и враждует с ними; поэтому они ищут убежища в болотах.
Жители Мерое почитают Геракла, Пана и Исиду, кроме другого какого-то
варварского бога. Что до покойников, то одни выбрасывают их в реку,
другие же держат дома, положив под стекло; иные, наконец, погребают
их в глиняных гробах вокруг святилищ; они требуют выполнения клятв,
приносимых от имени покойников, и считают эти клятвы самыми священ
ными из всего. Царями они выбирают людей, выдающихся красотой или
отличающихся уменьем разводить скот, мужеством или богатством.
В Мерое издревле самое высокое положение занимали жрецы, которые
иногда даже через вестника приказывали царю умереть и назначали на
его место другого. Впоследствии же один из царей уничтожил этот обы
чай; он напал с вооруженными людьми (на святилище, где находился зо
лотой ларец, и перебил всех жрецов. Следующий обычай является также
эфиопским: если один из царей повредит какую-нибудь часть тела, то его
ближайшие друзья подвергаются тому же, они даже умирают вместе с ца
рем; поэтому-то они охраняют царя самым заботливым образом. Этого
достаточно об эфиопах.
— 757 —