Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 

ИСТОРИЯ КИПРА

3

В Иерусалимских ассизах также находим сведения о крестьянах, не имевших личной свободы. Здесь они обозначены термином «вилланы» (vilains). Беньо в словаре, приложенном к называвшемуся изданию ассиз, следующим образом поясняет смысл этого термина. Он имел на Востоке то же значение, что и на Западе, и под ним следует понимать сервов (serfs), занятых обработкой земли. Несомненно, что вилланы ассиз — это сервы. В документах ХV века, написанных на Кипре на французском языке (19), крепостные крестьяне называются сервами (20). В целом ряде имеющих французское происхождение документов крестьяне этой категории в одном и том же тексте одновременно называются и сервами, и вилланами (21).
Ряд статей Иерусалимских ассиз определяет характер взаимоотношений между сеньерами и вилланами. В первую очередь обращает на себя внимание строгая регламентация правил розыска беглых крестьян. Смысл этих рекомендаций однозначен: беглый серв должен быть возвращен на землю, с которой он бежал. Кроме того, ассизы устанавливали характер отношений между сеньером бежавших крестьян и сеньором, на земле которого беглые могли находиться. Если хозяин сбежавших крестьян знал их местонахождение, он мог вернуть их себе не позднее чем через восемь дней. За укрывательство беглых виновный подвергался штрафу: за виллана-мужчину — 200 безансов, за крепостную женщину — 100 безансов, за юношу или девушку — 50 безансов (22). Принцип прикрепления крестьянина к земле соблюдался на Кипре очень строго. Безапелляционный язык руководства в отношениях феодала с вилланами (найденные на чужой земле, они без судебные формальностей возвращались прежнему владельцу) не вызывает сомнений в однозначном толковании юридического положения местного греческого крепостного крестьянства. Мы видим, что книга Жана Ибелина, которой еще в XIV в. пользовались на острове в качестве официального кодекса, дает примеры, иллюстрирующие, видимо, постоянные заботы феодалов, разыскивающих своих беглых крестьян. В том же духе строились отношения между феодалом и крепостным и в XV в., когда королевское предписание обязывало местные власти без колебаний и лишних проволочек возвращать крестьян  на землю, которую те покинули (23).
Итак, одним из характерных юридических признаков несвободы крестьян был запрет уходить с земли феодала. Защита этого правила обеспечивалась Иерусалимскими ассизами и соответствующими королевскими распоряжениями.
Признаком, характеризующим состояние личной зависимости сервов от сеньеров, был характер брачных отношений внутри этой части крестьян. Этот порядок известен как сеньориальная эндогамия. Вот характерное для его понимания разъяснение из ассиз: «Se aucun vilaine s'en vait d'un casau à autre qui ne seit de la terre de son seignor, le seignor, dou leuc où elle sera venue n'a poier de li manier; se il la marie, ildeit doner à son seignor une autre vilaine en eschange» (24).
Видно, что сеньер деревни, в которую пришла зависимая от другого сеньера женщина (в случае выхода замуж в другую деревню), обязан компенсировать второму феодалу его потерю, отдавая ему вместо ушедшей крепостной невесты женщину тех же достоинств, (возраст, здоровье) (25). Соответствующие статьи ассиз довольно подробно определяют все детали брачных отношений лично зависимых греческих крестьян.
Такие порядки на   острове   оставались   неизменными   до второй половины XV в. До  1468 г. при заключении браков между   крепостными,   принадлежавшими   разным   сеньерам, потеря для феодала обязательно компенсировалась. В июле 1468 г.   король изменил названный порядок. Компенсация сеньеру невесты не была обязательной,  но  жене в случае смерти мужа надлежало возвратиться в прежнюю  сеньерию (26). Такой характер брачных отношений, отраженный в книге Жана Ибелина Иерусалимских ассиз, (27) свидетельствует о сохранении и закреплении западными феодалами в своем заморском владении порядков и феодальных норм, в XV веке ставших уже прошлым для большинства   западноевропейских стран. В частности, обмен крепостной невесты в случае выхода ее замуж в другую сеньерию соответствовал наиболее архаичным формам  крепостной зависимости в Западной Европе, предшествовавшим побору в виде формарьяжа, который должны были выплачивать своему сеньеру в случае вступления в брак крестьяне, имевшие статус лично зависимых. Эта западная юридическая норма   получила на Кипре своеобразное продолжение и развитие.

1  2  3  4  5  6

 

Новости