Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
ИСТОРИЯ КИПРА

Предыдущая    Начало    Следующая

Савельев Ю.А.
Кипрская керамика конца II-первой половины I тысячелетия до н.э.

стр. 5

 

Е. Акургал, не исключая возможности кипрского влияния, считает более вероятным источником распространения этого орнамента во Фригии геометрику указанных греческих областей (53). Возобновившиеся связи Кипра с Грецией, влияние протогеометрики были тем импульсом, который на основе сохранения микенских традиций росписи некоторых сосудов способствовал распространению этого мотива на Кипре. Появление его можно связать с возобновлением контакта с Грецией через Крит (X в. до н. э.) (54), а особенное распространение в VIII-VII в. до н. э. было явлением параллельным и связанным с "возрождением" этого орнамента в некоторых областях Греции. В это время Кипр мог оказывать влияние как на греческие области, так и на Фригию, Сирию, Палестину (55).
Мотив концентрических кругов на Кипре был распространен в северо-западной части острова. Учитывая это, вряд ли можно связывать его введение с Финикией, так как подавляющее большинство "финикийской" керамики ввозилось и копировалось на юго-востоке; на северо-западе найдены лишь отдельные экземпляры (56). С III геометрического периода (860-700 гг. до н. э.) в росписи распространяется свастика, впервые появляющаяся во II геометрическом периоде (950-850 гг. до н. э.) (57), вероятно также в результате контакта с греческой керамикой. Позднее греческие связи Кипра становятся более интенсивными. По мнению Э. Вилла, использовавшего исследования Иоханнсена и Пайна по коринфской керамике, Кипр и Крит были тесно связанными между собой отдаленными греческими областями, где восточные мотивы получали первую обработку в греческом духе (58). Эта точка зрения, включающая Кипр в восточногреческий мир, кажется более верной, чем мнение Дж. Бирмингэм о принадлежности Кипра исключительно ближневосточному культурному кругу (59).
Нужно отметить также некоторые элементы орнамента, типичные для позднегеометрической и архаической кипрской керамики VIII-VII вв. до н. э., но отсутствующие в начале I тысячелетия до н. э.
Гьерстэд, указывая на наличие этих элементов в росписи кипрских сосудов уже в конце II тысячелетия до н. э. и возможность сохранения в торевтике, особенно в орнаментации тканей (60), все же считает более вероятным их появление в керамике I тысячелетия до н. э. под влиянием восточных образцов. Почему же кипрский гончар должен был обязательно предпочитать финикийские изделия в качестве образца, пренебрегая местными древними традициями в торевтике и ткацком деле? (61) Ввоз восточных предметов лишь способствовал широкому распространению этих орнаментов в керамике и других областях прикладного искусства, стимулируя возрождение древних эгейских мотивов (62). Вряд ли восточным заимствованием (63) является и двуцветная техника росписи ("bichrome") - с применением дополнительной красной краски, типичная уже для раннегеометрического периода. Сочетание красного и черного, ранее всего встречающееся на Востоке, было заимствовано на Кипре уже в XVI в. до н. э. (64) и применялось до конца II тысячелетия до н. э., став прочной местной традицией. Дополнительное применение красной краски, отмеченное в керамике "proto-white" (65), продолжалось в двуцветной росписи начала I тысячелетия до н. э.
Остановимся на фигурных мотивах в росписи кипрских сосудов. В раннегеометрическое время они очень редки и имеют чисто орнаментальный характер (66). В IX в. до н. в. они становятся более частыми, разнообразными, в роспись вазы включатся сюжетные композиции (67). На одних вазах рисунки выполнены чрезвычайно схематично, главным образом при помощи прямых линий; в человеческой фигуре округла лишь голова, корпус передан в виде прямоугольника, заштрихованного сеткой (68). На других рисунок более свободный (69), фигуры не составлены из прямолинейных геометрических элементов. В обоих случаях орнамент выполнен значительно лучше, чем рисунок, часто напоминающий детский. Рисунки первого типа сходны с изображениями на печатях грубого стиля (70), распространенных в Восточном Средиземноморье в конце II - начале I тысячелетия до н. э.; рисунки второго - по-видимому, зависели от ткацких узоров. Обе манеры существуют уже в IX в. до н. э., хотя первоначально преобладает первая, которая, вероятно является более ранней. В позднегеометрическое и архаическое время ее вытесняет манера более свободная, размашистая. Наряду с фигурами, заключенными в схему геометрического орнамента, распространяются крупные изображения птиц, животных, несложные сюжетные рисунки, являющиеся единственным украшением сосуда. В принципе росписи есть сходство с позднеминойскими вазами с осьминогами (71), как бы охватывающими сосуд, трактуемый как единое пластическое целое и не членящийся фризообразно полосами лака.

Предыдущая    Начало    Следующая

 
 

Новости

Голливудской звезде Кирку Дугласу исполнилось 100 лет
Праздник для долгожителя спланировали сын и невестка — Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. На юбилей приглашены 200 человек. Сегодня, 9 декабря, знаменитому американскому актеру Кирку Дугласу исполнилось 100 лет.
Сделанная Роулинг книга выставлена на торги Sotheby’s
Книга "Сказки Барда Бидля", сделанная британской писательницей Джоан Роулинг, выставлена на торги аукционного дома Sotheby's.
Режиссер Тим Миллер рассказал о своем уходе со съемок «Дэдпул-2»
Тим Миллер, американский режиссер и мультипликатор, рассказал о своем уходе со съемок «Дэдпул-2». Он опроверг слухи, которые долгое время велись вокруг этого события. Уход Тима Миллера с поста режиссера второй части фильма о Дэдпуле стал настоящей неожиданностью для поклонников жанра.
Пьяная певица Слава шокировала публику на концерте в Санкт-Петербурге
Пьяная певица Слава шокировала поклонников и публику в одном из ресторанов Санкт-Петербурга, где проходил концерт звезды. В полубессознательном состоянии девушка призналась в любви к Петербургу и обложила фанатов матерными словами.
              Яндекс.Метрика
     

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.