Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
ИСТОРИЯ КИПРА

Предыдущая    Начало    Следующая

Савельев Ю.А.
Кипрская керамика конца II-первой половины I тысячелетия до н.э.

стр. 6

 

Некоторые изображения, главным образом позднегеометрические и архаические, выполнены подчеркнуто гротескно, с намеренно искаженными пропорциями фигур. Майрс выделяет их в особую группу нешаблонной ("unconventional") или "бесстильной" ("style-less") росписи (72). Дело не в неумении художника: орнамент выполнен мастерски, гротескные фигуры, или даже детали, соседят с обычными. По мнению Майрса, художник, постоянно вынужденный следовать традиционной орнаментальной геометрической схеме, подавляемый "формализмом" монументального искусства Ассирии и Египта, иногда начинал свободно выражать свою индивидуальность, отходя от традиционного выбора сюжетов и изображал жанровые сцены.

Рис. 7. Рисунок на архаической кипрской вазе из музея Питт-Риверо (развертка)

Рис. 7. Рисунок на архаической кипрской вазе из музея Питт-Риверо (развертка)

Однако образцы "нешаблонной" росписи, прежде всего ваза с быком из музея Питт-Риверс (рис. 7), не отличается стилистически от других изображений свободной манеры (73). Все они выполнены в том свободном стиле, где в беглости, размашистости, даже нарочитой небрежности чувствуется большое мастерство и ощущение декоративного единства. Представляется, что мы имеем здесь дело именно с обычным декоративным изменением фигуры, а не свободным выражением личности художника - последнее предполагает проявление индивидуальной манеры, различие в выполнении рисунков, тогда как все они почти одинаковы.
В архаическое время в росписи тех сосудов, где фигуры сочетаются с геометрическим орнаментом, как правило, наблюдается органическое соединение этих двух компонентов. В вазах более раннего периода поражает несоответствие небрежного, иногда действительно неумелого, почти детского рисунка четкому и тщательно выполненному орнаменту, их независимое друг от друга сосуществование - явление, с которым никогда не встречаешься в аттической геометрике. Традиция геометрического орнамента на Кипре была уже давно выработана, тогда как изображения людей, животных, сюжетные композиции - совершенно новое в керамической росписи. Изображения на печатях, тканях, перенесенные в роспись сосудов в манере эгейских традиций свободного изображения фигур, без какой-либо попытки творчески изменить их в соответствии со спецификой вазовой росписи, резко диссонировали с геометрическим орнаментом. В стиле кипрских вазовых рисунков архаического времени и эгейских росписей второй половины II тысячелетия до н. э. наблюдается большое сходство. Фигуры животных и людей на позднеминойских и позднемикенских памятниках нередко переданы небрежно, расплывчато, без строгого контура (74). На некоторых позднемикенских кратерах фигура или композиция располагается совершенно независимо от орнамента, поверх традиционных горизонтальных полос лака (75). На "кратере Зевса" из Энкоми конца XIV - начале XIII в. до н. э. роспись также не подчинена фризовому порядку, фигуры совершенно свободно заполняют поверхность сосуда. В ряде случаев в эгейском искусстве конца II тысячелетия до н. э. можно видеть прообраз позднейшей кипрской свободной манеры росписи и независимости изображения от орнамента. Это относится и к критской керамике начала I тысячелетия до н. э. (76). Сходство кипрских вазовых росписей с позднемикенскими и минойскими проявляется и в сюжетах фигурных композиций, особенностях соединения их элементов. На Кипре в первой половине I тысячелетия до н. э. нередки изображения быков, часто в сочетании с рыбами, птицами,

Предыдущая    Начало    Следующая

 
 

Новости

Баста пригласил жителей Ростова на заседание суда по иску Децла
Ростовский рэпер Василий Вакуленко, более известный как Баста, опубликовал на своей странице в Twitter сообщение, в котором приглашает жителей Ростова прийти 7 декабря на заседание Октябрьского районного суда. В этот день судья продолжит рассмотрение иска Децла к Басте.
Кортина Батлер: «Если просеять всю литературу, останется Шекспир»
На нынешней ярмарке Non/fiction как и прежде, идёт охота за книгами-фаворитами этого сезона. Такими, как роман «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары – о четырех друзьях, живущих в Нью-Йорке, эту книгу в прессе называют главным переводным романом года.
Студия «Рок» займется производством фильма про футболиста Стрельцова
Кинокомпания "Рок" Алексея Учителя планирует запустить в производство фильм о судьбе советского футболиста Эдуарда Стрельцова. Об этом в субботу на питчинге кинопроектов в рамках V Международнного культурного форума в Санкт-Петербурге сообщил креативный продюсер студии Иван Вдовин.
Иван Охлобыстин написал сценарий о хипстере на войне
Иван Охлобыстин, известный российский актер и режиссер, написал сценарий для своего будущего фильма. Свою работу он представил в рамках V Международного культурного форума в Петербурге.
              Яндекс.Метрика
     

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.