Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
кондиционер зимой
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Культура и искусство Древнего Египта, 4-е тысячелетие до н. э. - VI в. н. э. Памятники древнейшего периода культуры Египта в Эрмитаже - палеолитические ручные рубила 5-го тысячелетия до н. э., а также глиняные сосуды, кремневые орудия и каменные пластинки для растирания красок 4-го тысячелетия до н. э. К этому же периоду относится интересный комплекс предметов, добытых в 1961—1962 гг. Нубийской археологической экспедицией в урочище Хор-Дауд, в 120 км южнее Асуана (сосуды, зернотерка, плоды пальмы дум, скорлупа яйца страуса с геометрическим рисунком, керамические бусы, браслет слоновой кости .

Около 3200 г. до н. э. в долине Нила образуется единое рабовладельческое государство с фараоном во главе. В период Древнего царства (3000—2400 гг. до н. э.) сформировались основные принципы египетского искусства. Ведущая роль принадлежала архитектуре. В это время были созданы такие грандиозные сооружения, как усыпальницы фараонов — пирамиды и гробницы знати, на стенах которых высекались рельефы. Таков рельеф XXV в. до н. э. из гробницы сановника Нимаатры. Расположенная ярусами, многофигурная композиция воспроизводит вельможу, сидящего перед жертвенником, и момент приношения даров. Фигура Нимаатры, размерами значительно превышающая все остальные, дана в характерном для египетского искусства повороте: голова и ноги — в профиль, плечи и глаз — в фас. Монументальность, статичность, симметрия, характерные для пластики Древнего царства, отчетливо проявляются и в скульптурной группе из раскрашенного известняка, изображающей вельможу Уджаанхджеса с женой.

Среднее царство (2100—1788 гг. до н. э.)—период блестящего расцвета египетской культуры — представлено на выставке рядом первоклассных памятников. Отметим монументальную статую из черного гранита, изображающую фараона Аменемхета III (XIX в. до н. э.); каноническая неподвижность фигуры сочетается с выразительной передачей черт лица и мускулатуры тела. Деревянные раскрашенные статуэтки слуг, гребцов, пахарей отличаются живым разнообразием поз. По обычаю, такие статуэтки "ушебти" помещали в усыпальницы для того, чтобы и в загробном мире слуги и рабы выполняли приказания вельмож.

Египтяне изобрели материал для письма — папирус, изготовляемый из стеблей нильского тростника. До появления пергамента и бумаги папирус использовался многими народами не только в древности, но и в раннем средневековье. На выставке — всемирно-известный образец светской египетской литературы, папирус XIX в. до н. э. "Сказка о потерпевшем кораблекрушение" и папирусы XVI в. до н. э., переписанные с более древних экземпляров: "Поучение царю Мерикара" и "Поучение мудреца Неферти". Первый содержит наставление молодому царю о том, как ему надлежит управлять государством; второй повествует о восстании, поднятом в Египте крестьянами, ремесленниками и рабами около четырех тысячелетий назад. Ценный письменный документ XIX в. до н. э. сохранила крышка гроба, в котором покоилось тело египтянки Иты, дочери Эйе; на крышке одна из древнейших записей 17-й главы "Книги мертвых" — сборника египетских заупокойных текстов.

Новое царство (1580—1050 гг. до н. э.). Бронзовый клинок кинжала фараона Тутмеса III, часть клинописной таблички с текстом мирного договора между одним из самых воинственных фараонов Рамсесом II и царем хеттов Хатту-сили III, рельеф с изображением азиата, приносящего дань, напоминают о частых войнах, которые оставались в Новом царстве основным источником получения рабов и ценной добычи. В нескольких витринах выставлены предметы обихода египетской знати: музыкальные инструменты, игральные кости, сосуды для вина и благовоний, бронзовые зеркала, ожерелья, браслеты из фаянса и стекла; металлические украшения, инкрустированные золотом, полудрагоценным камнем и фаянсом; вырезанные из камня миниатюрные фигурки животных и священных жуков-скарабеев. Надпись на одном из них сообщает, что фараон Аменхотеп III за десять лет правления убил на охоте сто два льва. Монументальная скульптура Нового царства представлена статуей львиноголовой богини Сохмет (XV в. до н. э.) из храма богини Мут в Фивах и скульптурной группой XIV в. до н. э., изображающей главного царского писца — градоначальника Фив Аменемхеба, его жену и мать (гранит).

Аменхотеп III. XIX в. до н.э.

Поздний период (1050—332 гг. до н. э.) в истории Египта отмечен упадком его могущества. В 525 г. до н. э. страна была завоевана персами, в 332 г. до н. э. — Александром Македонским. В искусстве Позднего периода широкое распространение получила мелкая бронзовая пластика с инкрустацией из золота и серебра (бронзовые статуэтки VII в. до н. э.).

С погребальным культом Древнего Египта знакомят саркофаги из гранита и расписного дерева, мумии, сосуды для хранения внутренностей умершего, так называемые канопы. Выставлена дощечка с заупокойными молитвами, заменявшая бедняку саркофаг; привязав дощечку к трупу, его заворачивали в циновку и хоронили на окраине кладбища. Тела знатных египтян после смерти подвергали бальзамированию. Для этого, как сообщают античные авторы, после удаления мозга и внутренностей тело засыпали солями, пропитывали благовониями, забинтовывали пеленами и укладывали в саркофаг. В центре зала выставлена мумия жреца Петесе (X в. до н. э.) и три саркофага, последовательно вставлявшихся один в другой. В них и покоилась эта мумия. Она была раскрыта несколько лет назад, при этом с нее сняли множество прекрасно сохранившихся бинтов из тонкого льняного полотна. Здесь же в зале выставлена нераспеленутая мумия Бабат, дочери жреца, а также мумии соколов и кошки, почитавшихся в Древнем Египте священными.

В заключительных залах, посвященных культуре так называемого греко-римского, а затем коптского Египта, особого внимания заслуживают фрагменты фаюмских портретов II в. н. э. В конце прошлого века в Фаюмском оазисе арабами были случайно открыты полуразграбленные гробницы. На мумиях, вместо обычных для египетского погребального обряда пластических масок, лежали исполненные восковыми красками на холсте или дереве портреты, отличавшиеся необычайной выразительностью. Экспозицию завершает пользующаяся мировой известностью коллекция коптских тканей IV—VI вв. из льна, шерсти и шелка.

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика