Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
наружная реклама в пензе
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Искусство Франции XV—XVIII вв. Коллекция памятников французского искусства в Эрмитаже отличается необыкновенным богатством, занимая первое за пределами Франции место среди музейных собраний мира. Более чем в сорока залах экспонированы живопись, скульптура и разнообразные памятники прикладного искусства.

Искусство XV—XVI вв. В конце XV в. произошло объединение раздробленных феодальных областей в единое государство во главе с королем. В рамках национального государства сложились условия, благоприятные для развития культуры. В городе Лиможе после долгого перерыва возобновилось производство эмалей, но уже не выемчатых, как в средние века (см. стр. 86), а расписных. Богатейшая коллекция Эрмитажа позволяет проследить эволюцию стиля в изделиях французских эмальеров XV—XVI вв.: религиозная тематика постепенно вытесняется мифологической; на смену средневековой условности приходит реалистическая трактовка темы, цветистость уступила место тональной живописи (гризайль), что позволяло передавать объем фигур и пространства; от предметов религиозного культа мастера Возрождения переходят к созданию декоративных вещей светского назначения (блюда, кувшины, тарелки).

Семейство молочницы Луи Ленен. Семейство молочницы. 1640-е гг.

Французское придворное искусство XVI в., так называемая школа Фонтенбло, развивалось под значительным воздействием итальянского маньеризма. Рельеф "Венера и Амур" исполнен виднейшим представителем школы Фонтенбло - скульптором Жаном Гужоном (1510—1568). Автор мастерски вписал в композицию овального медальона грациозную, несколько удлиненных пропорций фигуру богини, в причудливо-манерном повороте. Самобытность французского искусства XVI в. наиболее ярко проявилась в области портрета. Одна из лучших вещей выставки — "Портрет герцога Алансонского", исполненный знаменитым Франсуа Клуэ (1520—1572), придворным художником четырех французских королей.

В большом шкафу выставлены фаянсы Бернара Палисси (1510—1589), изобретателя прозрачной цветной поливы, сообщавшей керамическим изделиям красоту и прочность. В свое время огромным успехом пользовались декоративные блюда с рельефными изображениями рыб, змей, ящериц, раков — так называемые сельские глины Палисси. В витрине у окна три изысканных фаянсовых сосуда XVI в. производства небольшого французского городка Сен-Поршер; эти изделия дошли до нас в единичных экземплярах.

Искусство первой половины и середины XVII в. Во Франции в XVII в. получают развитие различные художественные направления. Картины Симона Вуэ (1590—1649) Геркулес среди богов Олимпа" и "Портрет французской королевы Анны Австрийской в виде Минервы" характеризуют придворное искусство времени короля Людовика XIII. Выставлены работы Жака Калло (1592—1635)—яркого представителя реалистического направления в искусстве франции этого периода. Выполненная им серия офортов "Бедствия войны" явилась необычайно смелым для того времени разоблачением кровавых событий Тридцатилетней войны. Виды Парижа и Нанси, листы с изображением нищих, цыган, актеров итальянской комедии говорят о широте творческого диапазона замечательного мастера. Крупным явлением во французском искусстве XVII в. было творчество братьев Лененов, с большой симпатией и уважением к простому человеку изображавших жизнь крестьян. Картина "Семейство молочницы" написана наиболее талантливым из братьев Луи Лененом (1598—1648). Избрав темой будничный сюжет, художник сумел придать ему определенную значительность. Образы крестьян полны достоинства, хорошо построенная, монолитная группа выделяется на фоне серебристых далей пейзажа, выполненного с большим живописным мастерством. В этом же зале "Посещение бабушки" Луи Ленена, "Крестьяне за обедом" Антуана Ленена, "Крестьянская семья" Матье Ленена.

Эрмитаж обладает богатейшей коллекцией произведений Никола Пуссена (1594—1665), основоположника классицизма во французской живописи XVII в. Главной задачей искусства Пуссен считал изображение благородного, героического, прекрасного, воплощенного в идеальные формы, постичь которые художник может, лишь изучая античное наследие. В центре внимания Пуссена стоял человек — носитель разума, воли, духовной красоты. Таковы герои его многочисленных произведений на библейские, мифологические и литературные сюжеты: самоотверженная Эрминия ("Танкред и Эрминия"), бесстрашная Эсфирь ("Эсфирь перед Артаксерксом"), мудрый предводитель племен Моисей ("Моисей, источающий воду из скалы"). Рационализм и философская настроенность Пуссена проявились в его замечательном "Пейзаже с Полифемом" (1649 г.). Сидя на вершине скалы, одноглазый циклоп Полифем играет на свирели: в звуки эпической песни природы вслушиваются и нимфы, и сатиры, и пахарь, идущий за плугом. В поисках идеального образа природы Пуссен не пишет с натуры, а компонует пейзаж из отдельных деталей, наблюденных в действительности.

Выдающимся мастером классического пейзажа был Клод Лоррен (1600—1682). Построенные согласно правилам классицизма полотна Лоррена насыщены светом, что придает им определенную эмоциональность. Знаменитая серия "Утро", "Полдень", "Вечер", "Ночь" отражает интерес художника к новой для французского искусства проблеме освещения.

Семейство молочницы Пуссен. Танкред и Эрминия. 1630-е гг.

Искусство второй половины XVII столетия. Официально искусство Франции периода расцвета абсолютной монархии служило делу прославления короля Людовика XIV. Художественная жизнь регламентировалась Академией, во главе которой стоял первый живописец короля Шарль Лебрен (1619—1690), а затем Пьер Миньяр (1612—1695). Творчество последнего представлено монументальным полотном "Великодушие Александра Македонского". После победы над персидским царем Дарием Александр Македонский входит в шатер, где перед ним, моля о пощаде, предстала семья побежденного царя. Жестом руки победитель дарует жизнь пленникам. Выбор сюжета не случаен; в образе Александра прославлялся "король-солнце" — Людовик XIV. Если Миньяр воспел короля в образе великого полководца древности, то скульптор Франсуа Жирардон (1628—1715) представил его в виде римского императора. Небольшая бронзовая модель Жирардона к несохранившемуся конному памятнику изображает короля в одеянии древнеримского воина и парике, какие носили в XVII в.

Выставлена уникальная коллекция западноевропейского, главным образом французского, серебра XVII—XVIII вв. В залах 290—257 - памятники французского прикладного искусства: мебель, гобелены, фаянс, бронза, фарфор и пр. Коллекция эта пользуется мировой известностью вследствие необыкновенного богатства и широты.

Выставка знакомит с французским портретом второй половины XVII в. Выдающийся живописец Никола Ларжильер (1656—1746) представлен эскизом к несохранившейся большой картине — групповому портрету членов парижского парламента "Приготовление к празднеству 30 января 1687 года в парижской ратуше, по случаю выздоровления Людовика XIV". Кисти прославленного портретиста Гиацинта Риго (1659—1743) принадлежит "Портрет ученого".

Два шкафа для хранения медалей (медалье) черного дерева с отделкой из бронзы и пластинок панциря черепахи выполнены в мастерской известного мебельщика Андре Шарля Буля (1642— 1732). Оригинальный шкаф работы Буля.

Искусство XVIII в. Первая четверть XVIII в. была отмечена творчеством одного из крупнейших художников Франции Антуана Ватто (1684—1721), который, встав на путь реалистических исканий, порвал с рутиной академизма. В маленьких картинах "Тяготы войны" и "Военный роздых" (зал 284) художник показал будни солдатской жизни, а не парадные сцены баталий, как это делали его предшественники. "Савояр с сурком" (1716 г.)—изображение простодушного юноши, бродячего музыканта, свидетельствует об интересе Ватто к простым жизненным явлениям. Синева прохладного неба, строения маленького городка, силуэты обнаженных деревьев составляют пейзаж, в котором преобладают свежие краски осени. Известность пришла к Ватто после того, как он выступил в совершенно новом жанре так называемых галантных празднеств. К произведениям такого рода относится "Затруднительное предложение" (ок. 1716 г.). Представители светского общества бездумно развлекаются легкой беседой, расположившись под сенью ажурной листвы деревьев. Непринужденно-грациозные позы молодых дам и кавалеров передают едва уловимые оттенки эмоций. Присущая Ватто живописность сказалась в тонком сочетании приглушенных серебристо-серых, коричневато-оранжевых, желтовато-розовых тонов. Изысканный колорит и изящество исполнения отличают один из шедевров художника — небольшую картину "Капризница" (ок. 1718 г.), где зрителя встречает все тот же мир неглубоких интимных чувств.

Экспозиция знакомит с дворянским искусством стиля рококо, которое, по меткому выражению современника, существовало, "чтобы нравиться". Венеры, амуры, пастушки и пастушки — герои многих произведений Франсуа Буше (1703— 1770) — придворного живописца короля Людовика XV. "Какие краски! какое разнообразие! .. Но где же видели пастухов, спрашиваешь себя, одетых с такой элегантностью и с такой роскошью?" — эти слова Дени Дидро о картинах Буше можно отнести и к эрмитажной "Пастушеской сцене". Овальной формы полотна Буше "Триумф Венеры" и "Туалет Венеры", выдержанные в нарядной розово-голубой гамме, весьма типичны для искусства рококо, ярким представителем которого он был.

Семейство молочницы Буше. Пастушеская сцена.

Следует выделить работы создателя "Медного всадника" Этьена Мориса Фальконе (1716—1791). Его произведения "Амур", "Флора" и "Зима", в которых изящество сочетается с жизненной убедительностью образов, свидетельствуют о неизменной верности скульптора реалистическим традициям. В большом шкафу у окна, среди фарфоровых изделий Севра, "Купальщица" и парные статуэтки "Амур" и "Психея" из белого неглазурованного фарфора (так называемого бисквита), выполненные по моделям Фальконе.

В залах ряд портретов кисти популярных в свое время портретистов Жана Марка Наттье и Луи Токке. Скульптура Фальконе "Зима" отличается от предшествующих его работ большей строгостью, что связано с утверждением во французском искусстве последней трети XVIII в. стиля классицизма.

Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — выдающийся представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в., отражавшего идеологию крепнувшей буржуазии. Его картины "Прачка" (ок. 1737 г.) и "Молитва перед обедом" (1744 г.) вводят зрителя в круг интересов, повседневных забот и дел небогатой французской семьи. Шарден был выдающимся мастером натюрморта, которого в качестве самостоятельного жанра не знало аристократическое искусство Франции. Написанный им в 1766 г. для Петербургской Академии художеств "Натюрморт с атрибутами искусств" подкупает строгой продуманностью композиции и тонким колористическим мастерством.

В центре зала — мраморная статуя великого французского просветителя Вольтера (1781 г.), созданная скульптором-реалистом Жаном Антуаном Гудоном (1741—1828). Ему позировал восьмидесятичетырехлетний Вольтер в 1778 г., в мае того же года Вольтера не стало. Рука ваятеля с беспощадной правдивостью запечатлела старое, слабое тело, изуродованные болезнью руки, согбенную спину, беззубый рот. Но на лице Вольтера, с высоким лбом, иронической усмешкой и острым взглядом проницательных глаз - печать бессмертного ума и неувядаемой энергии. Одежда сидящего в кресле философа напоминает тогу древних, на голове античная повязка.

Интересны портретные бюсты Дидро и Фальконе, исполненные в мраморе Мари-Анной Колло (1748—1821). Вместе со своим учителем Фальконе Колло приехала в Россию, где приняла участие в работе над монументом "Медный всадник"; по ее модели выполнена голова Петра.

Идеологи буржуазии кануна французской революции высоко ценили дидактически-сентиментальное искусство Жана Батиста Грёза (1725—1805). Картина "Паралитик", одно из самых знаменитых его произведений, расценивалась как утверждение буржуазной добродетели, как протест против безнравственности аристократии и фривольности искусства рококо. К тому же типу нравоучительных сцен относится и картина "Вдова у кюре". Живописные достоинства Грёза полностью проявились в таких вещах, как "Балованное дитя", "Девочка с куклой", "Голова молодого человека в шляпе".

Замечательный живописец второй половины XVIII в. Жан Оноре Фрагонар (1732—1806) представлен тремя картинами - "Поцелуй украдкой", "Дети фермера", "Выигранный поцелуй". Несколько картин знакомят с творчеством известного пейзажиста Жозефа Берне.

В Белом зале (арх. А. Брюллов, 1838 г.) размещены живопись, скульптура и предметы прикладного искусства последней трети XVIII в. Большим успехом пользовался в эти годы пейзажист Гюбер Робер (1733—1808); античные руины — излюбленный мотив его декоративных пейзажей.

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика