Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.




С. А. ТОКАРЕВ
Мифы народов мира
стр. 1126
1126 ЭСКИМОСОВ МИФОЛОГИЯ

Сахядай-нойон и его жена Сангалан (Сахале) — не кто иные, как сын Чингисхана Чагатай и его жена Чанхулан, бывшие при жизни шаманами, после смерти включённые шаманством в число божеств.

Н. Л. Жуковская.

ЭСКИМОСОВ МИФОЛОГИЯ. Согласно Э. м., природа населена духами. Наиболее распространённая разновидность духов — инуа — хозяева или хранители предметов, животных, явлений природы. Инуа есть у скал, озёр, мысов и т. п. особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. От инуа отличают тарнек — души людей и животных.

Одним из наиболее характерных и значительных персонажей Э. м. является хозяйка тюленей и других морских животных Седна. Это божество известно в разных частях эскимосского мира под разными именами. В западной Гренландии её называют Арнаркуагссак («старая женщина»), в восточной Гренландии — Имапинуа («мать моря»), у канадских эскимосов нетсилик — Нулиаюк. Седна обитает на дне моря и повелевает всеми животными, которых она время от времени даёт людям. Если люди грешат, их грехи, как грязь, запутываются в волосах Седны, тогда она гневается, держит моржей и тюленей далеко от берега, и в эскимосских селениях наступает голод. По мифам некоторых эскимосских групп, например нетсиликов, Седна — хозяйка не только морских, но и сухопутных животных, в частности оленей карибу, а также речных рыб и птиц. У обитателей Арктического

Завывающий дух (Торнрак или Торнгарсоак) и его ребёнок. Камень. Автор Киавак КейпДорсет (остров Баффинова земля).

побережья Канады — медных эскимосов и эскимосов нетсилик Седна считается самым могущественным из духов. Она управляет погодой, загробным миром и др. Седна враждебна мужчинам.

Характерным персонажем эскимосов Лабрадора является Торнгарсоак, дух — хозяин морских животных, которого представляют в образе белого медведя, живущего в пещере в горах на северной оконечности Лабрадора. Согласно некоторым мифам, Торнгарсоак является хозяином не только морских животных, но и оленей карибу, созданных его женой Супергаксоак. В большинстве мифов Супергаксоак выступает не только создательницей, но и хозяйкой оленей карибу. Большое место в Э. м. занимают рассказы о многочисленных злых духах, которых азиатские эскимосы называют тугныгат, лабрадорские — торнайт, медные — торнрайт, эскимосы Аляски — тунерак. Торнайт представляют в виде антропоморфных гигантов или карликов, или людей с одной рукой и ногой, или в виде существ самых различных фантастических форм.

Заметную, хотя и меньшую, чем у индейцев, роль в Э. м. играет Ворон, выступающий как культурный герой. У эскимосов Аляски Ворон создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Первыми он создал горных козлов, потом оленей, а уже затем женщину, ставшую женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. Согласно мифу эскимосов острова Кадьяк, Ворон принёс в мир свет, и в тот же момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной, которые создали горы, леса, море и населяющих их животных.

Л. А. Файнберг.

ЭСФИРЬ, Есфирь (евр. Esther, греч. Εσθηρ), в иудаистической мифологии героиня, спасшая свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом); главный персонаж Книги Есфири, вошедшей в иудейский (ветхозаветный) канон, которая читается в праздник пурим. Иудейка Э. (её имя также было Гадасса), будучи сиротой, жила в Сузах и воспитывалась родственником Мардохеем (греч., в оригинале: Мордехай). После того как царь, разгневанный на царицу Астинь (греч. в оригинале: Вашти), отказавшуюся явиться на званый царский пир, её устранил и приказал собрать прекрасных девиц со всего царства, его выбор пал на Э., избранную им царицей. Через неё Мардохей извещает царя о готовящемся против него заговоре и тем самым спасает ему жизнь, о чём царь приказывает записать в памятной книге. Как правоверный иудей, Мардохей отказывается кланяться царскому любимцу визирю Аману, который этим уязвлён настолько, что замышляет погубить весь иудейский народ и добивается от царя рассылки по всем подвластным областям приказа о поголовном его истреблении. Мардохей взывает о помощи к Э., и та после трёхдневного поста и молитвы незванной является к царю (за что ей грозит смертная казнь). Однако царь проявляет к ней милость и обещает исполнить любое её желание, но Э. ограничивается приглашением его вместе с Аманом к себе на пир. На пиру царь повторяет своё обещание, но она лишь снова зовёт их к себе назавтра. Аман, исполненный гордости, решает просить царя повесить Мардохея и готовит виселицу вышиной в пятьдесят локтей. В эту ночь царю не спится, и он приказывает читать ему памятную книгу. Прочитав о разоблачении заговора Мардохеем, царь решает почтить его и наутро приказывает Аману провести его по городу в царском облачении и верхом на царском коне.

Вечером на пиру Э. открывает своё желание, прося царя пощадить её вместе с её народом, и объявляет Амана своим врагом. Царь в гневе выходит в сад, а Аман припадает к ложу Э., моля её о заступничестве; увидев это, вернувшийся царь решает, что тот насилует царицу. Амана вешают на виселице, уготованной им Мардохею, который занимает его место при дворе и рассылает по областям письма, отменяющие избиение иудеев, а дни, когда оно было назначено, объявляются праздником пурим («днем празднества и веселья») (Есф. 9, 17). Приурочение изложенных событий к празднику пурим (неясного происхождения) объясняется тем, что Аман, выбирая день для истребления иудеев, бросал жребий – пур (Есф. 9, 24–26; ср. 3, 7).

М. Б. Мейлах.

Образ Э. получил отражение в живописи (Микеланджело, Я. Тинторетто, Рембрандт, П. Веронезе, П. П. Рубенс, К. Лоррен и др.), литературе (Ж. Расин, Лопе де Вега и др.), музыкально-драматическом искусстве.

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ (от др.греч. -σχατο, «последний»), мифы о предстоящем конце мира. В противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого — времени мифологического, Э. м. содержат пророчества о будущем конце света. Космогонические и этиологические мифы составляли главное содержание архаичных мифологий; Э. м. отсутствовали у народов, сохранявших первобытный уклад жизни и культуру. Для архаичных мифологий характерно представление о катастрофе, отделяющей мифические времена от настоящего: о потопе, пожаре, гибели поколения великанов (нартов, онаров и т. п.), обитавших на земле до появления человечества. Не будучи собственно эсхатологическими, эти мифы допускали возможность мировых катастроф. Вместе с тем представления о гибели мира подготавливаются в архаичных мифологиях календарными мифами о смерти и воскресении природы, о силах хаоса, злых духах и чудовищах, угрожающих существованию космоса (в чем усматривается один из факторов формирования этического учения о борьбе добра и зла), а также мифами о смерти и загробном мире. К календарным мифам восходят, по-видимому, представления о космических циклах — периодах становления и гибели мира, известных уже архаичным мифологиям.

Более актуальными для человечества были Э. м. науа, ацтеков и др. (см. в ст. Индейцев Центральной Америки мифология) о циклических эпохах четырёх

Новости
.
Уровень заболеваемости ОРВИ в Севастополе незначительно снизился
В Севастополе эпидемиологический порог по ОРВИ всё ещё превышен, несмотря на небольшое снижение числа новых заболеваний. Об этом сегодня на аппаратном совещании в правительстве города доложила главный санитарный врач региона Анна Мелюх.
Вечорко заявил о снижении числа заражений и госпитализаций с COVID-19
Главврач клинической больницы № 15 имени Филатова Валерий Вечорко сообщил о снижении количества заражений и госпитализаций с коронавирусом.
США добавили в черный список еще 8 высокотехнологичных компаний из Китая
Восемь китайских компаний, занимающихся квантовыми вычислениям, включило в черный список бюро промышленности и безопасности министерства торговли США, сообщила 26 ноября пресс-служба ведомства. Компании попали в черный список поскольку их разработки используются китайскими военными.
BioNTech начала работу над адаптацией вакцины от COVID-19 из-за появления омикрон-штамма
Компания BioNTech начала изучение нового штамма коронавируса "омикрон", а также работу над адаптацией своей вакцины на случай, если существующая версия препарата не подойдет для борьбы с новым штаммом.
Строительство жилья в Кабардино-Балкарии выросло более чем на 5% в 2021 году
Объем жилищного строительства вырос в Кабардино-Балкарии (КБР) за 10 месяцев 2021 года на 5, 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в регионе построили более 384 тыс. кв. м, сообщили в понедельник журналистам в Северо-Кавказстате.
Квадратный метр в элитных новостройках Москвы приблизился к цене 2 млн рублей
"В III квартале 2021 средняя стоимость квадратного метра в элитных новостройках Тверского района Москвы составила 1,94 млн рублей, который, таким образом, стал самым дорогим районом столицы", — рассказали в компании.
Тверская область победила в восьми номинациях туристской премии
Верхневолжье победило в восьми номинациях федеральной туристской премии "Маршрут года". В "Маршруте года" приняли участие 60 регионов России, которые представили 445 проектов.
В Петербурге ожидают наплыв туристов в новогодние праздники
Петербург ждет наплыв туристов в новогодние праздники. Из-за закрытых границ Северная столица может стать альтернативой европейским направлениям, считает ведущий эксперт в сфере туризма, профессор кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС Марина Морозова.
Яндекс.Метрика
эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com