Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
алкоголь ночью в Новосибирске
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Искусство Голландии XVII в. Голландия XVII в., утвердившая в результате революции самый передовой для того времени социальный строй - буржуазную республику, - достигла высокого культурного подъема, проявившегося и в замечательных успехах живописи. Встав на путь реалистических завоеваний, голландское искусство черпало сюжеты из окружающей действительности. Широкое развитие получает портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, изображение животных. Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью. Основная экспозиция развернута в Шатровом зале, где представлены работы выдающихся мастеров разных жанров.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656). Сами названия работ: "Берег в Схевенингене", "Река Маас близ Дордрехта", "Зимний вид в окрестностях Гааги" — уже свидетельствуют о том, что Гой-ена вдохновляли мотивы родной природы. Его картины обычно имеют вытянутую по горизонтали форму; две трети холста занимает небо с низкой линией горизонта. Такой прием обуславливает ощущение необычайного простора, подчеркивая в то же самое время равнинный характер голландского ландшафта. В пейзажах Гойена нет ярких красок, они почти монохромны; тонкая градация серых и блекло-желтых тонов передает ощущение насыщенной влагой воздушной среды, которая смягчает контуры, а по мере удаления от глаза очертания предметов все более стираются. Этот прием, получивший название воздушной перспективы, явился замечательным достижением голландских живописцев. Фигурки рыбаков, конькобежцев, горожан, занятых своими повседневными, будничными делами, — неотъемлемая часть этих картин.

Якоб Рейсдал. Болото.

Первоклассным произведением „Переправа на пароме" представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670). Коллекция Эрмитажа позволяет проследить эволюцию голландского пейзажа на образцах искусства Арта фан дер Неера, Питера Нольпе, Яна Порселлиса, Абрагама Виллартса и др. С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. „Болото" принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Поросшее цветами и листьями кувшинок болото окружают развесистые могучие деревья: сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, а рядом с, ним ствол старого дерева, поверженного бурей; тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. "Крестьянские домики в дюнах", "Водопад в Норвегии", "Горный пейзаж" характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, сумевшего отразить все многообразие природы, ее вечно меняющийся облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой до него не знало голландское искусство.

Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. Ранние портреты кисти Миревельта и Равестейна, большей частью погрудные, отличает тщательность исполнения лица и костюма. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667), известнейшего портретиста своего времени. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. В поколенном „Мужском портрете" де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666). Две эрмитажные картины „Портрет молодого человека с перчаткой" (ок. 1650 г.) и „Мужской портрет" (до 1660 г.) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса.

Необычайно богата коллекция жанровой живописи, получившей в Голландии такое широкое развитие, как ни в какой другой стране Европы. С образцами жанра 20—30-х гг. XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Виллема Дейстера, Якоба фан Фельзена, Якоба Дюка, которые изображали веселящееся общество, пирушки в тавернах, домашние концерты, игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных бюргеров и военных. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Его искусство представлено на выставке характерными вещами - "Драка", "Деревенские музыканты", четырьмя картинами из серии "Пять чувств" и др. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) - увлекательная повествовательность. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества ("Курильщик", "Брачный контракт", "Больная и врач", "Гуляки" и др.). Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха („Хозяйка и служанка"), Питера Янсенса ("Комната в голландском доме"), Габриеля Метсю ("Завтрак", "Больная и врач"), Франса Мириса ("Утро молодой дамы", "Угощение устрицами") Герарда Терборха ("Бокал лимонада", "Получение письма", "Женский портрет"). Эти мастера, воспевшие в своих произведениях быт верхушки буржуазного общества Голландии, отводили незначительную роль самим сюжетам, которые часто повторялись и служили лишь поводом для великолепной передачи предметов обстановки, одежды и наполненных воздухом и светом интерьеров.

Широкое распространение в голландском искусстве XVII в. получает натюрморт. Виртуозно владея живописными приемами, художники убедительно передавали красоту вещей, повседневно окружающих человека. Таковы "Завтраки" Виллема Класа Хеды (1594—1680/82) и Питера Класа (1596/97—1661), "Десерт" Виллема Кальфа (1622—1693).

Типично для Голландии XVII в. и изображение животных, так называемый анималистический жанр, крупнейшими представителями которого были Пауль Поттер (1625—1654), автор картин "Ферма", "Цепная собака", "Бык", и Альберт Кейп ("Коровница").

Значительную часть экспозиции занимают произведения Бартоломеуса фан дер Хельста (1613—1670)—модного в высших кругах голландской буржуазии портретиста, большие парадные полотна которого отвечали вкусам заказчиков ("Представление невесты", "Семейный портрет").

Рембрандт фан Рейн (1606—1669). В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного; два находятся в Эрмитаже. Картина "Поклонение волхвов" только недавно была определена как оригинал Рембрандта. Вторая ранняя вещь—"Портрет старика-воина" (ок. 1629—1630 гг.). В поисках выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу, облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник, и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. Молодой Рембрандт "открывает" способность светотени усиливать эмоциональность образа Начало 1630-х гг. - пора жизненных успехов Рембрандта, когда он становится известнейшим живописцем Амстердама. Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями: "Флора", "Снятие с креста", "Жертвоприношение Авраама", "Даная", "Притча о работниках на винограднике", рядом портретов. Жемчужина коллекции — "Даная" (1636 г.)—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. Не золото, как в известной картине Тициана, а свет, струящийся из глубины теплым потоком, устремляется к Данае, озаряя лицо молодой женщины; ее обнаженное тело как бы оживает от прикосновения волшебных лучей. "Какой ослепительный праздник любви!" — писал о "Данае" бельгийский поэт Эмиль Верхарн, — "как гибко это тело с нежными полными формами, от которых веет радостной молодостью, как загорается оно пылкой жизнью под ласками божественного металла. На картине "Флора" Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств.

Рембрандт. Флора. 1634 г.

И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. Почти одновременно с "Данаей" написано "Снятие с креста" (1634 г.). В евангельском мифе рассказывается, что после казни Христа близкие, испросив разрешения у иерусалимских властей, ночью сняли с креста его тело и захоронили. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры, и этот контраст света и тени доводит до предела трагизм изображенной сцены. Герои произведения — простые люди Голландии. Мадонна — немолодая, изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей.

Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака ("Жертвоприношение Авраама", 1635 г.), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Связанный Исаак лежит на жертвеннике; отец занес руку, готовясь нанести удар, и, чтобы не видеть в этот страшный момент лица сына, прикрыл его своей большой загорелой рукой. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Беззащитное тело неподвижно лежащей жертвы и широкое движение сильной фигуры Авраама, бесстрастное лицо небесного вестника и горестный взгляд отца — в этих контрастах лежит ключ к раскрытию эмоционально-психологического содержания произведения. Небольшая картина "Притча о работниках на винограднике" (1637 г.) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. Действие разворачивается в темном, полуподвальном помещении, куда через запыленные окна проникает чудесный рембрандтовский свет.

Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. В начале 1640-х гг. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. К этому периоду относится небольшая картина "Прощание Давида с Ионафаном" (1642 г.) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Написанная в 1645 г. картина "Святое семейство" изображает семью плотника. - Здесь царит задушевность, покой и уют. Хозяин дома работает за верстаком; мадонна, оторвавшись от книги, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели, чтобы взглянуть на ребенка. Колорит Рембрандта в эти годы становится более теплым, в нем преобладают золотисто-красные тона.

Рембрандт. Даная. 1636 г.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта — пора наибольшей творческой зрелости — представлены в Эрмитаже произведениями, вошедшими в золотой фонд мирового искусства. Это ряд портретов, а также картины "Давид и Урия" и "Возвращение блудного сына". В последней использован сюжет евангельской притчи о легкомысленном юноше, который, покинув отчий дом, предался разгулу и после тяжких испытаний, раскаявшись, вернулся домой. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. Юноша опустился перед отцом на колени, изорванная одежда напоминает о том, что путь скитальца был долог и труден; его фигура, обращенная к зрителю спиной, передает смятенное состояние души. Слепой старик, склонившись над сыном, легким нежным движением касается его плеч; лицо и руки отца выражают бесконечную любовь, ласку и прощение. Гуманизм Рембрандта, пламенная вера в человека, в великую облагораживающую силу любви получили свое наиболее цельное выражение. Внутреннему строю произведения отвечает и широкая живописная манера, и горячий багряно-красный колорит. В Эрмитаже тринадцать портретов кисти Рембрандта, характеризующих разные периоды его творчества. Среди них ранний "Портрет ученого" (1631 г.), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели; "Портрет молодого человека с кружевным воротником" (1634 г.)—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров; тонкий по характеристике "Портрет Бартье Мартене Доомер" (ок. 1640 г.) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г.), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. Но лучшее, что создано великим мастером в этом жанре, — психологические портреты 1650-х гг., когда особое внимание художника привлекали старые лица, как бы хранящие печать жизненной мудрости. Таковы "Портрет старика в красном" (ок. 1652—1654 гг.), "Портрет старушки" (1654 г.), "Портрет старика" (1654 г.). В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. Светом выделены лицо и руки, все остальное — детали одежды и окружающая обстановка — растворяется в теплом полумраке.

Смерть разоренного, всеми забытого художника прошла почти незамеченной современниками. Гений Рембрандта был открыт "вторично" только в XIX в.

Широко представлены работы учеников Рембрандта: Я. Баккера, Ф. Боля, Я. Ливенса, Н. Маса, Арта де Гельдера и др. Здесь же пять картин учителя Рембрандта, известного амстердамского живописца Питера Ластмана (1583— 1633) — "Авраам на пути в Ханаан", "Вирсавия", "Авраам и три ангела", "Благовещение", "Суд Мидаса".

Расположенных в галерее вдоль Висячего сада, дополнительная экспозиция голландской живописи XVII— начала XVIII в. Отметим обширную коллекцию картин Филипса Воувермана (1619—1668), плодовитого и весьма популярного в свое время мастера, писавшего военные сцены, охоты, кавалькады, пейзажи. Широко показано творчество художников "итальянизирующего" направления.

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
Английский без проблем. Словари, учебники, программы
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика