Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Искусство Нидерландов XV—XVI вв. В XV—XVI вв. Нидерланды, являвшиеся, подобно Италии, передовой страной Европы, переживали эпоху Возрождения. Небольшая коллекция Эрмитажа позволяет проследить особенности нидерландского искусства этого времени на примере творчества выдающихся мастеров.

Шедевром собрания является небольшая картина мастера Флемальского алтаря (так условно называют неизвестного нидерландского художника первой половины XV в.) "Мадонна с младенцем". В этом произведении раскрывается новое отношение художника к миру, красоту которого он стремится запечатлеть. С заботливой тщательностью выписывает он обстановку комнаты и фактуру предметов, любовно передает пейзаж, виднеющийся за окном, и мягкий свет, наполняющий интерьер, достигая при этом такого живописного совершенства, которое ставит его творение в ряд лучших образцов искусства Возрождения. Готическая удлиненность фигур мадонны и младенца — свидетельство того, что картина принадлежит кисти мастера Северной Европы, где стойко удерживались средневековые традиции. Нидерландские художники шли по пути овладения реалистическим методом медленно и как бы наощупь: вопросы теории живописи не разрабатывались ими так основательно, как итальянцами, не могли они использовать и опыт античности, как это делали их итальянские собратья. Одним из крупнейших мастеров нидерландского Возрождения был Рогир фан дер Вейден (1400—1464). В его картине "Евангелист Лука, рисующий мадонну" лица мадонны и святого портретны; фигуры помещены на переднем плане в открытой лоджии, за которой расстилается тонко написанный во всех деталях, залитый светом пейзаж. Большое внимание художник уделяет воспроизведению украшенного драгоценными камнями богатого одеяния мадонны. Выдающимся мастером второй половины XV столетия был Гуго фан дер Гус (ум. в 1482 г.). В картине "Оплакивание Христа" и монументальном триптихе "Поклонение волхвов" художник достигает драматизма в интерпретации событий и подлинной реалистической силы в характеристике персонажей.

Св. Лука, рисующий Мадонну Вейден Рогир ван дер. Св. Лука, рисующий Мадонну.

Большая алтарная картина "Мария во славе" Яна Провоста выдержана в традициях религиозной живописи. В зале выставлены также каменный портал с деревянной дверью (Льеж) и деревянный резной алтарь (Антверпен, ок. 1500 г.), на стенах шпалеры "Потоп" и "Жертвоприношение Ноя" (Брюссель, XVI в.).

В начале XVI в. в нидерландском искусстве, уже в качестве самостоятельных жанров, выделяются пейзаж и изображение бытовых сцен; широкое развитие получает портрет. С жанровой живописью знакомят картины антверпенских мастеров Маринуса фан Реймерсвале ("Менялы") и Иоахима Бекелара ("Сельский праздник"), а также амстердамца Питера Артсена ("Торговец дичью"). Нидерландский пейзаж XVI в. представлен работами Иоахима Патинира, Херри де Блеса, Яна де Кока, Адриана Изенбрандта, а также неизвестного нидерландского художника конца XVI в., которого условно называют Мастером зимних пейзажей.

В начале XVI столетия ряд нидерландских художников попадает под влияние итальянского искусства. Это может быть прослежено на примере творчества Яна Госсарта, Барендта фан Орлея, Франса Флориса, Михеля фан Кокси. Обращение к итальянским образцам помогло нидерландцам освободиться от тяготевших над ними готических традиций, но вместе с тем ограничивало развитие национального искусства. Выдающийся живописец и гравер Лука Лейденский (1494—1533), переработав итальянские влияния, сумел сохранить яркую самобытность. Хранящийся в Эрмитаже триптих "Исцеление слепого" принадлежит к числу наиболее знаменитых работ мастера. С творчеством великого художника Питера Брейгеля Старшего (1529—1569) знакомит картина "Ярмарка с театральным представлением" (повторение, выполненное сыном мастера — Питером Брейгелем Младшим). Заполнив полотно многочисленными фигурами и группами, художник развернул перед зрителем сценки народной жизни, переданные с живым юмором и острой наблюдательностью. Превосходное собрание портрета включает "Портрет мужчины с гвоздикой" неизвестного художника XVI в., "Автопортрет" Ламберта Ломбарда, два парных поколенных портрета кисти Франса Поурбуса, "Мужской портрет" Антониса Мора и два групповых портрета Дирка Якобса.

В начале XVI в. Нидерланды перешли под власть испанской монархии Габсбургов. Монархический гнет и религиозные преследования вызвали героическое сопротивление нидерландских городов. Нидерландская буржуазная революция 1566—1609 гг. завершилась образованием независимой буржуазной республики Голландии. Южные Нидерланды (Фландрия и ряд других провинций) остались под властью Испании. В XIX в. они вошли в состав Бельгии. Нидерландское искусство XV—XVI вв. явилось той основой, на которой выросли две крупные национальные художественные школы XVII в. - фламандская и голландская.

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
Английский без проблем. Словари, учебники, программы
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика