Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
мебель из искусственного ротанга
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Прикладное искусство Западной Европы XI—XV вв. Выставка знакомит с художественными памятниками разных стран Западной Европы эпохи феодализма. Хранящиеся в Эрмитаже первоклассные, а во многих случаях уникальные, образцы искусства романского и готического стиля созданы средневековыми ремесленниками, имена которых до нас не дошли. Церковно-религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле, и в назначении представленных на выставке вещей.

Монеты помогают воссоздать политически пеструю карту феодальной Европы. Наиболее интересны монеты варварских государств, возникших на развалинах Римской империи; денарии времен короля франков Карла Великого и его преемников Каролингов; монеты французских герцогств Нормандии, Аквитании, Тюрени; германские брактеаты с изображением духовных феодалов; монеты завоевателей Сицилии — норманнов; денежные знаки западноевропейских феодальных владений на Востоке - Антиохийского княжества, Триполитанского графства, Иерусалимского королевства, образовавшихся в результате крестовых походов.

В нескольких шкафах размещена церковная утварь работы золотых и серебряных дел мастеров XII—XIII вв. Реликварий в виде фигуры дьякона — уникальное произведение искусства романского стиля (Франция XII в.). Эта статуэтка, предназначенная для хранения мощей, выполнена в технике набивки золоченого листового серебра на деревянную основу и украшена филигранью и полудрагоценными камнями. Монументальная, приземистая, с непомерно большой головой, фигура кажется "бестелесной"; обращает внимание тонкая проработка черт лица.

Большой прецессионный крест XIII в. с фигурами Христа, мадонны и апостола Иоанна, украшенный тонким орнаментом из дубовых и виноградных листьев, — характерное произведение французской готики.

Богато представлены выемчатые эмали на меди *, которыми в XII—XIII вв. славился французский город Лимож. В большинстве своем это реликварий в виде ларцов с двускатной крышкой или фигуры мадонны, пластины для облицовки алтарей, оклады книжных переплетов, чаши для омовения рук, подсвечники. Мастерством исполнения и свежестью тонов выделяется ларец XII в. с изображением эпизодов легенды о жизни св. Валерии, покровительницы Лиможа.

В средние века широкое развитие получило искусство резьбы по кости. Игральные шашки из моржовой кости XII в. относятся к числу немногих дошедших до нас предметов светского обихода. В числе предметов быта XIV в. — ларцы для драгоценностей, ножи с черенками слоновой кости, плоские коробочки для зеркал и т. п. (шкаф 16, витрины 2, 9). На примере французской мелкой скульптуры из кости (шкаф 16), в большинстве своем изображающей мадонну, культ которой был широко распространен в средние века, можно проследить переход от романского стиля к готике. В фигуре сидящей мадонны XIII в. еще много черт романского стиля: она массивна, непо движна, несколько примитивно обработана. Рядом с нею живой и легкой кажется готическая статуэтка XIV в. — мадонна стоит, откинув назад торс, ее лицо оживляет условная улыбка. В свое время скульптура была ярко раскрашена и местами позолочена.

В двух шкафах выставлена интересная коллекция бронзовых фигурных сосудов для воды, так называемых акваманиле XII - XIV вв. (см. изображение всадника, рыцаря на поединке с дра коном и др.).

Средневековая керамика представлена испано-мавританскими люстровыми фаянсами Малаги и Валенсии. Здесь выделяется знаменитая "Ваза Фортуни", названная так по имени испанского художника Фортуни, нашедшего ее в 1871 г. в местечке Салар близ Гренады. Эта ваза XIV в., выполненная для дворца Альгамбры в керамических мастерских Малаги — самый ранний из сохранившихся альгамбрских декоративных сосудов.

Высокое художественное качество и редкая сохранность обеспечили вазе Фортуни почетное место среди музейной керамики.

На выставке экспонированы также средневековые ткани, вышивки, оружие, мебель, витражи.

Западноевропейское оружие XV—XVII вв. Превосходная коллекция западноевропейского наступательного и оборонительного оружия XV—XVII вв. в Эрмитаже насчитывает несколько тысяч предметов. Экспозиция делится на два раздела: у стены, расположенной против окон, и в центре зала показана эволюция оружия; в простенках, на щитах и в витринах вдоль окон сосредоточены наиболее совершенные по художественной отделке образцы оружия производства Франции, Италии, Испании, Германии.

В начале первого раздела выставлено вооружение рыцаря: меч, копье, кинжал, кольчуга и сменивший ее на рубеже XIV - XV вв. пластинчатый доспех. Готический доспех XV в. с заост ренными контурами состоял из отдельных металлических пла стин, скрепленных между собой ремнями. Такой доспех насчи тывал до ста шестидесяти пластин, вес его колебался от шест надцати до двадцати килограммов. Доспех XVI в., появление которого связывают с именем германского императора Макси милиана, легче готического, более удобен и подвижен, гофриро ванная поверхность, вызывая скольжение меча противника, смяг чала удар.

В центре зала выставлены фигуры рыцарей в доспехах XVI в. на конях, покрытых броней. Эта кавалькада воссоздает облик рыцарского войска, готового к бою или состязанию.

Появление огнестрельного оружия вызвало попытку за счет утолщения брони создать доспех усиленной прочности, вес которого достигал теперь сорока килограммов. Такой доспех оружейник сдавал заказчику после контрольного выстрела из мушкета на расстоянии ста шагов (см. полудоспех с контрольной меткой — следом пули). Но рыцарское войско не смогло устоять против пушек горожан, вместе с феодальным рыцарством, сошедшим с исторической арены, исчез и доспех. Предшественником мушкета был арбалет — разновидность лука, тетива которого натягивалась с помощью специального механизма-коловорота. Болт (короткая тяжелая стрела), пущенный из арбалета на расстоянии семидесяти пяти шагов, пробивал доспех рыцаря.

Интересно крестьянское оружие, форма которого восходит к простейшим орудиям труда. Такова боевая коса, боевой бич, боевой цеп "моргенштерн". Название последнего "утренняя звезда", видимо, объясняется тем, что нередко восставшие крестьяне нападали на неприятельский стан на рассвете, избивая захваченных врасплох сонных рыцарей.

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика