Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
продвижение сайтов в обнинске сайты как заработать деньги Евпатория
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Искусство Испании XVI—XVII вв. Эрмитажная коллекция — одно из наиболее значительных и богатых собраний испанской живописи в музеях мира. Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (1509—1586) "Скорбящая мадонна" и "Мадонна с младенцем". Нарочито удлиненные, скорбные лица мадонн несут на себе печать суровости и трагизма, в колорите преобладают черно-зеленые и холодные розовые тона. Творчество Моралеса, в известной мере, отразило религиозно-мистические настроения испанского общества, подогреваемые католической церковью, весьма могущественной в Испании тех времен. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов.

Шедевром эрмитажного собрания является картина "Апостолы Петр и Павел", исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (1541—1614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Выражение лица Петра, кроткий взгляд темных без блеска глаз, слегка согбенная фигура, рука, повисшая под тяжестью ключа, — все это выдает натуру созерцательную, бездеятельную, склонную к раздумьям и сомнениям. Павел охарактеризован как сильная, волевая личность, у него высокий лоб мыслителя и лихорадочно горящие глаза фанатика, рука властно опирается на книгу. Внутренняя напряженность образов, беспокойные складки одежд, пламенеющие краски создают атмосферу тревоги, беспокойства, экзальтации, столь свойственных искусству Греко. Последующий путь развития испанской живописи определила теснейшая связь с народными традициями. Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (1568—1649), в картине которого "Поклонение пастухов" явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий. Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVI—XVII вв. был Франсиско Рибальта (1551/55—1628), представленный самой ранней из датированных им картин "Поднятие на крест" и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. С портретной живописью, долгое время остававшейся в Испании единственным видом светского жанра, знакомят также два парадных репрезентативных портрета кисти Хуана Пантохи де ла Круса (1551—1609).

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1614 г.

XVII век, "золотой век" испанской национальной культуры, дал блестящее созвездие имен — Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина — в литературе; Веласкес, Рибера, Сурбаран, Мурильо — в живописи.

Диего де Сильва Веласкес (1599—1660)—один из величайших живописцев прошлого — представлен в Эрмитаже двумя картинами. К раннему периоду творчества художника относится "Завтрак" (ок. 1617 г.), где изображены за скудной трапезой сидящие в непринужденных позах, оживленно беседующие старик и двое юношей. В облике этих людей из народа тонко подмечены черты испанского национального характера — веселость и сдержанность, открытое благородство и некоторая суровость. Замечательно написан натюрморт — стакан с золотистым вином, селедка в глиняной миске, гранат, репа, нож; предметы отбрасывают легкую тень на стол, покрытый белой скатертью. Большое место в творчестве Веласкеса занимал портрет. Эрмитажный "Портрет Оливареса" (ок. 1638 г.) внешне лаконичен, но глубок по характеристике. Мясистое, грубое лицо, колючий взгляд темных глаз, плотоядная улыбка выявляют черты властной, низменной натуры могущественного министра, фаворита короля Филиппа IV. Живописный гений Веласкеса проявился в смелой лепке лица, в тонкой передаче оттенков черного бархата одежды, в серебристо-прозрачной "живой" воздушной среде, наполняющей пространство холста. Здесь же в зале работы учеников Веласкеса — Хуана Масо "Портрет Филиппа IV" и Хуана Парехи "Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела", а также работы его последователей Антонио Пуга ("Точильщик") и Антонио Переда ("Натюрморт").

Мурильо. Вознесение мадонны. Между 1670-1680 гг.

Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (1591—1652). Его картины "Св. Иеро-ним, внимающий звуку трубы", "Св. Себастьян и св. Ирина" отличают напряженная эмоциональность образов, насыщенность колорита, своеобразие светотеневого освещения. Монументальное полотно Франсиско Сурбарана (ок. 1598—1664) "Св. Лаврентий" изображает одного из первых дьяконов церкви, по преданию, сожженного на железной решетке, с этим атрибутом он и представлен на картине. Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. Лаврентий напоминает героев испанских народных сказаний. Фигура святого, в тяжелом бархатном, шитом золотом облачении, на фоне светлого пейзажа с низкой линией горизонта, кажется особенно значительной. Другая картина Сурбарана "Отрочество мадонны" подкупает искренностью и теплотой чувств, на ней изображена маленькая трогательная девочка с рукоделием на коленях. Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (1618—1682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Картины Мурильо на религиозные сюжеты "Благословление Иакова Исааком", "Отдых на пути в Египет", "Вознесение мадонны" отличаются непринужденностью композиции, привлекательной миловидностью женских и детских образов, красотой цветовой гаммы. Картина "Мальчик с собакой" - образец бытового жанра, к которому часто обращался Мурильо и где отчетливо проявились реалистические черты его таланта.

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика