Предыдущая Следующая

 

1480 – 1490 – е гг. стали золотым веком развития фаэнтинской живописи и скульптуры. В это время в городе работает целая семья замечательных местных художников из семьи Бертуччи (Утили). Творчество их изучено ещё недостаточно. Самым талантливым в семье был Джованни Баттиста. Поскольку Джованни стал родоначальником целой династии художников, то, чтобы отличить от одноимённого племянника, его называют Бертуччи Веккио (Бертуччи Старший). Его творческая активность прослеживается в Фаэнце в период с 1495 по 1516 год. Значительное количество его работ хранится в Пинакотеке Фаэнцы, но в большинстве даты их создания выходят за рамки существования синьории Манфреди. Вероятно, что-то погибло во время осады города в 1500 г. или является неидентифицированным, так как в отдельных работах мастер использовал художественные достижения знаменитых современников, в результате чего долгое время некоторые его картины приписывались Пинтуриккио и Перуджино. В основном, он писал религиозные сюжеты.
Знаменитые скульпторы Дезидерио и Джери де Саттиньяно держали в Фаэнце большую мастерскую по изготовлению каминов, гербов, умывальников, и других изделий из камня. Произведением этой мастерской является камин, когда-то стоявший в комнате Франчески Бентивольо, а ныне хранящийся в городской Пинакотеке.

Бьяджо д'Антонио Туччи, Запрестольный образ семьи Раньоли, 1476


В 1476 г. В Фаэнце завёл крупную мастерскую флорентийский художник Бьяджо д'Антонио Туччи (1446 – 1515). Долгое время его работы путали с работами мастеров из семьи Утили из-за эклектичности манеры исполнения. Первой известной работой Бьяджо д'Антонио в Фаэнце стал запрестольный образ, заказанный семьёй Раньоли (1476 г.) (Центр искусств Филбрука, Тулса, Оклахома). Семья донаторов, пожилые супруги и их сын, изображены рядом со святыми и мадонной, преклонившими колени, чтобы поклониться младенцу Христу. В композиции использована схема «священной беседы», при которой присутствующие изображаются связанными внутренним духовным единением. Слева на заднем плане изображён святой Христофор, переносящий младенца Христа через реку, а справа – святой Себастьян, которого расстреливают из луков римские солдаты. Фигуры картины статичны, окружающий пейзаж конкретен и материально осязаем. Мир, созданный художником в пределах его картины, словно застыл в вечности.
В 1482 Бьяджо покинул Фаэнцу, чтобы участвовать в росписи Сикстинской капеллы наряду со своими земляками Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Козимо Росселли. Его работой считается фреска «Гибель армии фараона в водах Красного моря», а также сцены из жизни Христа в окнах на фреске работы Козимо Росселли «Тайная вечеря». В «Тайной вечере» Росселли изобразил себя и своих помощников по работе в виде слуг, стоящих по обеим сторонам стола, за которым сидит Христос с учениками. Вероятно, слева мы видим самого Козимо и Бьяджо.


Среди работ Туччи есть портрет мальчика (Метрополитен, Нью – Йорк), который обычно датируют 1470 – 1480-ми годами, но некоторые стилистические особенности позволяют отнести его и к 1490-м годам. Его отличает необычный для этого мастера вечерний пейзаж, где источником света служит уже закатившееся солнце, благодаря чему темные силуэты островерхих гор, напоминающих немецкую живопись, высоких деревьев и круглых кустарников получают мрачноватое звучание. Хотелось бы предположить, что в данном случае мы имеем дело с портретом последнего из синьоров Манфреди, так как кажется странным, что, имея в городе столь искусного портретиста, каким был Бьяджо д'Антонио, двор не делал ему заказов. Семья Манфреди вообще отличается нетипичным для 15 века, даже для рано погибших династий, почти полным отсутствием изображений своих представителей.


Одной из последних работ Бьяджо д'Антонио накануне гибели династии Манфреди является панель для кассоне на тему осады Трои, в пейзаже которой мы можем найти сходство с некоторыми деталями пейзажа с портрета мальчика. Избранный мастером сюжет гибели Гектора (Фитц Уильямс музей, Кембридж), решённый в современном ключе, словно предсказывает трагическую судьбу города в недалёком будущем. (17)


После смерти тирана Флоренции Лоренцо Медичи Фаэнца перешла под покровительство Венеции. В то же время новым папой был избран Александр VI Борджа. В 1499 г. его незаконнорожденный сын Чезаре Борджа, герцог Валентино начал свой первый поход в Романью с целью создания в центре Италии собственного государства. Для этого необходимо было уничтожить все мелкие синьории. Александр VI «по причине того, что синьоры или викарии Ариано, Пезаро, Имолы, Форли, Камерино, и Фаэнцы, а также урбинский герцог, вассалы церкви римской, не заплатили ему и апостолической камере ежегодного обязательного дохода, лишил всех их звания – апостольской властью, а не в заседании – и объявил им об этом». (18) Ясно, что в данном случае речь идёт о формальным оправдании захвата давно независимых владений. Первой жертвой стали Имола и Форли, владения Катерины Сфорца Риарио, тёщи молодого правителя Фаэнцы, заочный брак с дочерью которой был заключён ещё в 1494 году (он не был осуществлён). В следующем 1500 г. герцог Валентино захватил Пезаро и Римини. Обеспокоенная его активностью Венеция вписала Чезаре в число своих знатных нобилей. Фаэнца, следующая на очереди у герцога Валентино, осталась один на один с врагом. В отличие от жителей других городов, население Фаэнцы решило защищать свою свободу и своего молодого синьора, к которому испытывало редкую для того времени искреннюю привязанность. Неожиданная помощь пришла от деда Асторе (или Асторджо III), Джованни Бентивольо, правителя Болоньи, приславшего внуку 1000 солдат. Уже в начале осады в городе обнаружилась измена кастеллана (коменданта крепости), место которого занял сводный брат Асторе – Оттавиано (Джованни Эванжелиста) Манфреди, сын Кассандры Павони. Благодаря мужеству жителей, высокой боеспособности усиленного гарнизона и разыгравшейся непогоде Чезаре Борджа не смог взять город и ушёл на зимние квартиры. Его самолюбие было сильно уязвлено тем, что он не смог взять город, правителем и кастелланом которого были молодые люди 15 и 18 лет. Чезаре стал предметом злорадных насмешек тех мелких синьоров, которые, после падения города, должны были стать его следующими жертвами. Между тем, Александр VI обратился с жалобами к королю Франции, под покровительством которого находилась Болонья. Джованни Бентивольо, опасаясь, что потеряет власть, отозвал свои войска из Фаэнцы. С весны осада города возобновилась. Найдя штурм бесполезным, Чезаре Борджа прибег к бомбардировкам и блокаде. 25 апреля Фаэнца, превращённая в груду развалин, жители которой умирали от голода, решила капитулировать. Чезаре обещал жителям сохранение всех имущественных прав, отказ от мести и контрибуции, а также свободу Асторе и его брату. (19) Иоганн Бурхард, современник событий и папский церемониймейстер в своём дневнике писал: «В понедельник, 20 апреля, поздно вечером в Рим пришло известие, что город Фаэнца взят. Владетель этого города был вынужден сдаться вследствие измены двух своих командиров, отказавшихся сражаться за него. По договору владетелю обещана была свобода, но это обещание не было выполнено, так как его привезли в Рим и заключили в замок Ангела, несмотря на то, что ему было около семнадцати лет». (20) Другой современник и историк, тесно связанный с Фаэнцей, Франческо Гвиччардини, позже уточнил: «В отношении дел, касающихся людей Фаэнцы, Валентино обещание сдержал: но Асторе, бывший моложе 18 лет и обликом прекрасный, уступавший возрастом и невинностью коварству и жестокости победителя, пожелавший остаться при его [Чезаре – К.М.] дворе, был задержан при нём с демонстративными почестями, а некоторое время спустя отправлен в Рим». (21) Вместе с Асторе в заключении оказались его брат Оттавиано и, по всей видимости, один из их слуг, которые не упоминаются, один - в силу своей незаконнорождённости, а второй – в силу низкого статуса. Оба источника отмечают, что договор был нарушен уже в Фаэнце, и в Рим Асторе ехал пленником. Вряд ли синьор Фаэнцы и его брат остались при дворе Чезаре по наивности, как обычно об этом пишут. Им элементарно некуда было ехать: Болонья, где правил предавший внука Джованни II, была следующей целью Борджа, а в Венеции, которая сама опасалась Чезаре, они попросту были нежелательными персонами. Братья остались без источников дохода, владений и денег. Хотя на словах им было позволено уехать со своим имуществом, известно, что уже во время осады горожане снабжали их деньгами, чтобы было чем расплатиться с солдатами. Как и большинство современников, они, скорее всего, видели в удачливом Чезаре сильнейшего государя Италии, за которым стоит будущее и, возможно, подумывали о службе у него. Даже если они и предполагали уехать через какое-то время, юноши объективно нуждались в лошадях и какой-то сумме денег. В сложившихся обстоятельствах это им мог предоставить только Чезаре, который был совершенно не заинтересован в их отъезде и тянул до тех пор, пока не счёл, что наступило время избавиться от синьоров, пользовавшихся сочувствием населения и, следовательно, мешавших ему утвердить свою власть в Фаэнце. Участь братьев была предрешена. Пленники прибыли в Рим и были заточены в замок Святого Ангела 26 июня 1501 года, а 9 июня 1502 года их тела выловили из Тибра. В дневнике Бурхарда говорится: «В четверг они [рыбаки – К.М.] нашли молодого владетеля Фаэнцы мертвым в Тибре – юношу 18 лет настолько прекрасного для глаз и достойного, что не было ни одного, как он, и в тысяче, задушенного и с грузом, привязанным к его шее; кроме того, двух молодых людей со связанными вместе руками, одному было 15, другому 25, также женщину и других». Посол Венеции Джустиниани кратко сообщает, что, по его сведениям, оба пленных правителя Фаэнцы и их слуга были утоплены в Тибре. Подобная сжатость нехарактерна для всегда хорошо осведомлённых о деталях итальянских источников, и её причину вскрывает Гвиччардини. Он пишет, что в день своей гибели Асторе «пресытил сначала (как говорили) похоть кого-то [слово qualcuno означает тех, кто фактически совершал убийство, а вовсе не намекает лично на Чезаре Борджа – К.М.], и был тайно совместно с его родным братом лишён жизни». (22) Такой способ убийства не был чем-то исключительным. Обычно к нему прибегали в случаях, когда репутация жертвы была безупречной, например, таков случай убийства епископа города Фано – Козимо Гери да Пистойя. (23) Оскорбительные для памяти жертв подробности должны были исключить возникновение вокруг их имён ореола героев – мучеников. Отсюда проистекает и полное молчание хроник Фаэнцы о гибели юношей. Для памяти братьев Манфреди унизительные детали их смерти оказались просто сокрушительными, особенно для Асторе. Его история многократно привлекала авторов сочинений, особенно 19 в., пишущих о Борджа, как сюжет о поруганной красоте. (Доступными примерами могут послужить отрывки «Истории живописи в Италии» Стендаля и очерк «Борджа» А.Дюма). К началу 20 в. в литературе и историографии наступает пресыщение смакованием ужасов времён правления Александра VI и его сына. Начинается пересмотр уже известных источников, поиск объективных причин действий Чезаре Борджа, который временами заканчивается его полным обелением и реабилитацией. Не зная, как поступить со случаем братьев Манфреди, авторы обычно нападают на Гвиччардини и Бурхарда, не вписывающихся в их концепцию, обвиняя их в клевете и необъективности. Во второй половине XX в. до Асторе добрались беллетристы. Под лёгким пером Марио Пьюзо в романе «Первый дон» последний синьор Фаэнцы неожиданно превращается в лукавого молодого соблазнителя, от которого с трудом отбивается добродетельный Чезаре Борджа. К сожалению, вдохновлённые этим примером, некоторые наши сочинители также начали фантазировать на тему амурных отношений этих двух людей. Таким образом, можно сказать, что месть Чезаре за шестимесячную осаду Фаэнцы полностью удалась: в то время как он дождался превращения в положительного героя, история целого древнего рода и трагический конец его последних представителей свелись к сомнительному анекдоту.
После смерти Асторе и Оттавиано оставался в живых ещё один брат – Франческо, который в момент осады города находился за пределами Италии на службе Венеции. После падения Фаэнцы и конфискации имущества синьоров Манфреди, он оказался в нищете и нашёл приют в Болонье. Воспользовавшись смертью Александра VI и падением Чезаре Борджа в 1503 г., Джованни II снабдил его некоторым количеством солдат и лошадей, чтобы вернуть Фаэнцу. Франческо удалось войти в город, и население признало его своим правителем. Он принял имя Асторе, но не смог удержаться на престоле и месяца. В том же году Фаэнца перешла в руки венецианцев, которые откупились от Франческо денежным подарком и небольшими владениями. С уходом Франческо власть династии Манфреди над Фаэнцей закончилась. Они навсегда ушли в историю. (24)


Предыдущая Следующая


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi