Спираль Бруно — проволочное противопехотное переносное препятствие, представляющее собою проволочный цилиндр диаметром 0,7 — 0,9 м и длиной в нормальном положении 10 — 30 м, сплетенный из спиралей колючей проволоки. Обычно ставятся в несколько рядов по горизонтали (минимум в 2 ряда), для увеличения же высоты сверху ставится еще спираль. Спирали скрепляются между собою и прикрепляются к земле. Препятствие это, изобретенное французом Бруно, начало применяться с первой мировой войны 1914 -18 г;




 

 


 
Поиск Книг Global Folio
предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет - библиотеки содержащие книги в свободном доступе


 


              Яндекс.Метрика
     

 
 



 



Красивые стены, или все об обоях

Долгое время основными вариантами отделки стен были деревянные панели, различные ткани и ковры, полированный камень и специальные штукатурки, имитировавшие его. Обои в этом отношении достаточно молодой материал. Считается, что исторические корни обоев можно найти в Древнем Китае, на родине бумаги, откуда они, вероятнее всего, и попали в Европу. Во всяком случае, в 1481 году король Франции Людовик XI для оформления стен своего дворца заказал придворному живописцу 50 бумажных свитков с библейскими сюжетами. Но это было еще только первое и легкое дуновение будущей моды. Массовое производство бумажных обоев началось лишь через 200 лет в Англии, а бумагоделательный станок непрерывного действия, благодаря которому и появились столь привычные теперь рулонные обои, был изобретен в 1799 году французом Луи Робером. Именно этот момент и можно считать реальным годом рождения бумажных обоев.

В России, по сравнению с остальной Европой, обои появились с некоторым опозданием. Первым зданием, стены которого были полностью отделаны бумажными обоями, стал Елагин дворец в Санкт-Петербурге.

Но за прошедшие двести лет обои сделались, пожалуй, самым распространенным и популярным отделочным материалом. Стоит отметить, что за это время было создано достаточно много различных вариантов обоев, некоторые из которых даже перестали быть бумажными. Чтобы разобраться во всем их многообразии, начнем с классификации обоев.

Какие бывают обои


Вариантов классификации, как всегда, существует несколько. Наиболее удобный из них — по роду материалов, из которых они изготовлены. По этому параметру современные обои можно разделить на восемь видов, некоторые из которых в свою очередь имеют несколько подвидов: бумажные (симплекс и дуплекс), виниловые (шелкография, вспененный винил, тяжелый винил), текстильные (велюровые, льняные, шелковые, фетровые), стекловолокнистые, флизелиновые, металлические, пробковые, жидкие.

Последние три вида пока еще не получили широкого распространения. Они имеют весьма специфическую область применения, да и обоями их можно назвать с большой натяжкой. Наибольший интерес, безусловно, представляют бумажные, виниловые, текстильные, флизелиновые и стекловолокнистые обои.

Кроме классификации по материалу современные обои подразделяют по водостойкоcти. Прежде всего, это обычные обои, не выдерживающие воздействия воды. Их можно подвергать только сухой чистке пылесосом (без соприкосновения щетки с обоями) или протирать отдельные загрязненные участки тряпочкой. Водостойкие обои выдерживают протирание слабо загрязненных мест влажной губкой или мягкой тряпочкой без применения моющих средств. Еще более устойчивы моющиеся обои: их можно мыть моющими средствами. Ну и наиболее устойчивы к воде высокостойкие виниловые обои. При условии правильно выполненной наклейки такие обои не боятся даже струй воды.

По виду поверхности различают обои гладкие, с рельефным рисунком, наносимым на их поверхность в процессе производства, с выдавленным мелким рисунком и многослойные с глубоким рисунком. Кроме того, обои подразделяют на гладкие одноцветные и узорчатые, легкие и тяжелые.

Узорчатые бумаги


Именно так называли бумажные обои в позапрошлом веке. Это наиболее старый, известный и широко используемый вид обоев. Они просты в наклейке, экологичны, позволяют стенам «дышать», их можно использовать для отделки практически любых жилых помещений с низкой загрязненностью и влажностью воздуха. Современные бумажные обои отличает огромное разнообразие. Сейчас выпускаются гладкие и рельефные обои, с рисунком и без него и даже предназначенные под дальнейшее окрашивание и пропитывание водоотталкивающим составом. В результате они способны удовлетворить самые разные запросы потребителей. Бумажные — относительно недороги, но и недолговечны, хотя многие импортные образцы рассчитаны на службу в течение 8—10 лет. В качестве недостатков специалисты обычно называют их малую прочность, проявляющуюся в процессе оклейки, невозможность использования во влажных помещениях, незначительные звукопоглощающие и теплоудерживающие свойства и низкую светостойкость — они легко выгорают.

Выпускается два основных вида бумажных обоев. Тонкие однослойные бумажные обои получили название симплекс. Они бывают гладкими и тиснеными (рифлеными). Обои симплекс требуют практически идеальных стен: перед наклейкой стены должны быть тщательно выровнены и прошпаклеваны.

Несколько сложнее обои дуплекс. Они состоят из двух спрессованных между собой слоев бумаги. Смоченная бумага растягивается, а при высыхании — сокращается в размерах. В результате у однослойных обоев коробится тиснение, возникают трудности с подгонкой полотнищ друг к другу. Дуплексные обои практически лишены этих недостатков. Кроме того, их часто покрывают специальными составами, повышающими свето- и влагостойкость.

Особая группа дуплексных обоев — обои под покраску. Их пропитывают специальным водоотталкивающим составом и выпускают с различной структурой неокрашенной поверхности. Интересный вариант — обои, изготовленные специальным методом тиснения в комбинации текстильных и целлюлозных волокон с полимерным связующим составом.

Глубоковолокнистые обои представляют собой два гладких плотных слоя бумаги, между которыми находится слой древесной стружки. От размеров стружки зависит, какая у обоев структура: крупная или мелкая. Благодаря своей толщине и рельефности такие обои способны скрыть мелкие дефекты стен.

Союз бумаги и полимера


Следующая большая группа обоев — виниловые. Это водостойкие, моющиеся обои. В отличие от бумажных они гораздо хуже пропускают воздух, но обладают намного более высокой износо- и светостойкостью. Так же как и бумажный дуплекс, виниловые обои состоят из двух слоев. Нижний слой — бумажный или тканевый — сверху закрыт тонкой пленкой из поливинилхлорида, на поверхность которой наносится рисунок или тиснение. Виниловые обои предпочтительны в помещениях и местностях с высокой влажностью. Так же как и бумажные, виниловые обои делятся на разновидности. На сегодня можно говорить о трех основных.

Прежде всего, так называемая шелкография, или, как ее еще называют, плоский винил. По виду такие обои имитируют шелковую ткань, отсюда и их название. Переливчатый, шелковистый и перламутровый эффект шелкографии достигается с помощью мельчайших насечек-рисок, отражающих свет. Их наносят на полимерное покрытие в процессе изготовления обоев. В некоторых видах шелкографических обоев этот эффект достигается за счет присутствия в верхнем слое винила шелковых нитей. Такой тип обоев обычно бывает темноокрашенным, гладким или рельефным. Шелкографию отличают повышенная декоративность и стойкость к выцветанию.

Следующий подвид виниловых обоев — вспененный винил. При их производстве верхний слой из ПВХ приобретает, благодаря термической обработке, пухлый, объемный вид из-за возникающих в полимере пор. Такие обои могут быть с блестками, однотонными или многокрасочными, различаться по фактуре и расцветке.

Еще одна группа виниловых обоев — рельефные. Именно они, пожалуй, лучше всего подходят для отделки кухонь и ванных комнат. Они самые толстые, тяжелые и прочные. И, конечно, влагостойкие — их можно мыть нежесткой щеткой с моющими средствами. Рельефные обои могут имитировать керамическую плитку, кожу, замшу, дерево, натуральные камни.

Общие для всех виниловых обоев свойства: высокая прочность, эластичность и водонепроницаемость верхнего слоя — позволяют использовать их для оклейки помещений, требующих частой влажной уборки, в том числе с применением моющих средств.

Кроме явных достоинств виниловые обои имеют и определенные недостатки. Прежде всего, влагостойкий виниловый слой препятствует пропусканию излишней влаги, то есть такие обои способны «дышать» в гораздо меньшей степени, чем бумажные. Также виниловые обои имеют большой коэффициент линейного растяжения: при нанесении клея они сильно растягиваются, а при высыхании — сжимаются, что осложняет процесс их наклейки. Да и перепады температуры и влажности они переносят неважно. Правда, все это с лихвой компенсируется широчайшим ассортиментом дизайна виниловых обоев.

Потомки гобеленов


Текстильные обои ведут свою историю от тканевых и гобеленовых стенных обивок. Как и их предки, текстильные обои — экологически чистый материал, что неудивительно: в их основе лежит обычное бумажное полотно, на которое наклеивается полотно из натуральных и смешанных волокон. Это полотно может формироваться из различного числа нитей: в зависимости от толщины и плотности укладки их может быть от 25 до 150 на 10 см ширины.

Нередко устройство текстильных обоев описывают иначе — тканевая основа, дублированная с изнанки бумагой. Однако, как известно, от перемены мест слагаемых результат не изменяется. Так и с текстильными обоями — технологический цикл их изготовления состоит из нескольких процессов: формирование текстильного полотна, формование обойного полотна, во время которого на бумажную основу наносится клей и припрессовывается нитяное полотно. После этого материал сушат в специальных инфракрасных сушильных камерах. Основная задача — добиться того, чтобы поверхность полученного материала представляла собой различные текстильные фактуры, чаще однотонные, реже с полосками.

Особенность текстильных обоев — небольшие вариации в толщинах и расцветках входящих в их состав нитей. Эти вариации могут быть следствием свойств самих нитей и ткацкого производства либо созданы преднамеренно, чтобы обеспечить неповторимый оригинальный вид текстильных обоев. Притом вариации могут меняться от рулона к рулону или даже внутри одного рулона.

Текстильные обои имеют по сравнению с бумажными собратьями более высокие теплоизоляционные и шумопоглощающие свойства. Они обладают хорошей светостойкостью и относятся к группе трудносгораемых материалов. Сейчас при изготовлении текстильных обоев используют хлопковые, вискозные и льняные нити, а также нити, содержащие натуральные и искусственные волокна. Использование при изготовлении текстильного полотна разных нитей позволяет обеспечить материалу практически любую цветовую гамму и сложный рисунок.

Выпускаются обои с эффектом велюра и других ворсистых тканей, приглушающих свет и придающих помещениям особый мягкий уют. Они представляют собой бумажные полотна, на которые в процессе производства сначала наносится рисунок, а затем велюровые ворсинки. В результате образуется мягкая бархатистая поверхность.

Текстильные обои не требуют подгонки по рисунку, что является их существенным преимуществом по сравнению с традиционными бумажными. Своеобразная текстура полотна обеспечивает незаметное соединение полос между собой и имитацию сплошной тканевой поверхности.

По сравнению с другими видами текстильные обои требуют гораздо более бережного обращения: уход за ними состоит в периодической чистке пылесосом, сухой тряпкой с пылепоглощающей пропиткой или мягкой щеткой.

Наклейка текстильных обоев


Перед наклейкой таких обоев внимательно просмотрите все куски для нахождения в них цветовых вариаций и различий по толщине. Расположите их в таком порядке, чтобы либо максимально скрыть, либо, наоборот, специально подчеркнуть такие различия. Это решение принимается индивидуально.

Стены для текстильных обоев нужно готовить тщательнее, чем для обычных виниловых или дуплексных обоев. Они должны быть гладкими, сухими и ровными, старые обои и водорастворимые краски нужно полностью удалить. Кроме того, стены должны иметь светлый цветовой тон. Чтобы выровнять цвет стен, на них, как подкладку, обычно наклеивают толстую белую рулонную бумагу. Бумажный подкладочный слой наносится на стены с различными цветовыми участками, если используются текстильные обои светлых тонов.

Куски текстильных обоев нужной длины отрезают ножницами, а не ножом, добавив 4—5 см для возможной подгонки отдельных кусков между собой. Верх каждого куска нумеруют, а сами куски развешивают на стене по порядку, чтобы убедиться, что они не контрастируют между собой по цвету и рельефу или же, наоборот, что получен именно тот контраст, который нужен.

Для наклейки текстильных обоев рекомендуется использовать клей для тяжелых обоев. После того как обои нарезаны, а клей подготовлен, можно переходить к самому процессу наклейки обоев.

В отличие от других видов обоев на рабочем столе всегда должен находиться и обрабатываться клеем только один кусок. Ведь основная задача при наклеивании не испачкать клеем его внешнюю сторону. После нанесения ровного нетолстого слоя клея на тыльную сторону куска, его аккуратно складывают пополам смазанными сторонами друг к другу без перехлеста и оставляют на 5 минут, чтобы бумажная основа пропиталась клеем. После этого расправленный кусок наклеивают на стену сверху вниз, разглаживая резиновым валиком для выдавливания воздушных пузырей. Обои наклеивают встык.

Еще один вариант наклейки текстильных обоев заключается в нанесении на стену ровного слоя клея. При этом на ней не должно быть подкладочного слоя из толстой белой бумаги. Тыльную сторону обоев слегка увлажняют губкой.

Обои под покраску


Отдельная большая группа — обои под покраску. Мы уже упоминали о вариантах бумажных обоев, которые после наклеивания и высыхания можно окрасить в любые цвета радуги. Но до недавнего времени наибольшее распространение в этой группе имели стекловолокнистые обои. Они были созданы не более 50 лет назад из стеклопряжи. Их основу составляют такие натуральные минеральные вещества, как кварцевый песок, сода, известь и доломит, не содержащие вредных и токсичных компонентов. Эти компоненты сплавляют в массу, из нее при температуре около 1200оС через платиновые фильеры тянут стеклянные волокна. Волокна формируют пряжу различного вида и толщины, из которой и получают стекловолокнистые обои. Именно с технологическими особенностями изготовления и связаны уникальные свойства таких обоев.

Стекловолокнистые обои имеют естественный тканый рисунок, обычно это различные рогожки, елочки, диагонали, ромбы, сеточки и другие подобные варианты. На них прекрасно ложится краска, при том их рисунок сохраняется. Дисперсными, силикатными, лакокрасками любых цветов их можно перекрашивать до 10—15 раз без потери текстуры рисунка. Не говоря уже о том, что стекловолокнистые обои имеют великолепные технические свойства: они негорючи, светостойки, очень прочны, выдерживают действие кислот, щелочей, воды, дыма, резкие удары, царапины, легко моются и чистятся.

Однако в последнее время у стекловолокнистых обоев появились серьезные конкуренты. В первую очередь это флизелиновые обои, которые нередко также называют фактурными. Это объемное рельефное настенное покрытие, не содержащее стекловолокна. Оно состоит из специального материала с натуральными целлюлозными и синтетическими волокнами, на которое при производстве методом печати наносится объемный рисунок.

Флизелиновые обои не нуждаются в бумажной основе — они однородны с лицевой и изнаночной сторон. Их можно использовать практически на всех основах, используемых при отделке помещений, это и штукатурка, и ДВП, ДСП, гипсокартон, подслойные обои и другие материалы. Но к поверхности для наклейки флизелиновых обоев предъявляется ряд требований: она должна быть сухой, гладкой, чистой, нейтрального цвета, обладать достаточной прочностью и впитывающей способностью. Если же эта способность слишком высока, то перед наклейкой обоев стены нужно грунтовать.

Наклейка флизелиновых обоев может показаться многим достаточно необычной, но она известна и используется уже очень давно — клеем намазывают не обои, а стену. И к уже намазанной клеем стене прижимают обои. Для более плотного прилегания обоев их прокатывают резиновым валиком или разглаживают щеткой для наклейки обоев. Обои наклеивают встык. Таким образом избегают попадания клея на лицевую поверхность обоев, ведь следы клея могут приводить в дальнейшем к появлению непрокрашенных участков. А кроме того, достигается чрезвычайно точная подгонка полотнищ друг к другу — ведь сами обои не набухают и, следовательно, при высыхании не усаживаются. Наклеивают флизелиновые обои клеем для структурированных обоев или обоев из текстиля.

Чтобы придать цвет таким обоям, их просто красят обычными воднодисперсионными красками. Причем для качественной окраски достаточно всего одного слоя.

К достоинствам флизелиновых обоев также относят хорошую паропроницаемость и пожаробезопасность. После наклейки и окраски они приобретают устойчивость к огню. Благодаря своей объемности они хорошо скрывают мелкие трещины, устойчивы к ударным воздействиям и к истиранию.

При необходимости замены полотнища таких обоев легко снимаются в сухом виде, при этом флизелиновая основа остается на стене, выравнивая и упрочняя ее поверхность.

В последнее время в продаже появились структурные обои на флизелиновой основе, для изготовления верхнего слоя которых используется виниловый порошок, не создающий единой и неделимой полимерной пленки. Считается, что такие обои сохраняют способность «дышать».

Неудивительно, что многие специалисты предрекают: в ближайшем будущем флизелин заменит бумагу при производстве всех типов обоев.

Обои — возможны любые варианты


Относительно недавно начали выпускаться металлические обои. Их изготавливают, покрывая бумажную основу тонким слоем фольги, после чего на поверхность наносится тиснение или рисунок. Такие обои износоустойчивы, хорошо моются. Но для их наклеивания нужен особый дисперсионный клей.

Вместо фольги на плотную бумажную основу может быть наклеен шпон ценных пород древесины толщиной около 100 мкм (0,1 мм). Такой материал выпускается в виде полотна шириной 50—70 см или листов размером 50ґ70 см. Шпонированные обои почти неотличимы на вид от деревянных панелей и при том гораздо дешевле.

Существуют и ковровые обои, у которых основа простегана ворсом из синтетических волокон. Отсюда их другое название — тафтинг-обои (от англ. tuft — стегать, прошивать).

Ну а пробковые обои, собственно, к традиционным обоям никакого отношения не имеют. Чаще всего это листы размером 60х60 или 60х120 см и толщиной 1,5—2 мм, полученные горячим прессованием при температуре 360—400°С из коры пробкового дуба. При таком режиме из пробки выделяются клеящие вещества, которые и соединяют ее крошки между собой. Пробковые листы могут иметь самую разнообразную расцветку. Они легки, пластичны, но довольно ломки. Выпускаются как с обработанной, так и с предназначенной под дальнейшую отделку поверхностью. На стену пробковые листы наклеивают специальным синтетическим клеем.

Отдельную группу отделочных материалов для стен составляют так называемые жидкие обои. Этот материал позволяет создавать гладкие или рельефные покрытия без швов. В состав такого покрытия могут входить хлопок, целлюлоза, текстильные волокна. Композиция разводится водоэмульсионной краской нужного цвета и наносится на стену валиком или краскопультом.

Еще одна группа — самоклеящиеся обои. На их тыльную сторону нанесен слой невысыхающего клея, закрытый предохранительным слоем бумаги. Перед наклейкой он удаляется. Клеящая способность пленки настолько велика, что в случае неправильной наклейки снять обои можно только с гладкого и твердого основания.

Определенный интерес представляют мокрые обои. Их опускают в воду и сразу же прикладывают к стене. Они грязеустойчивы и способны украсить любой интерьер.

И в заключение — о пеноплене. Это мягкий пористый материал, наподобие губки, с геометрическим рисунком. По сравнению с другими видами обоев он имеет высокую звуконепроницаемость.

Автор статьи: Кандидат химических наук А. Колотилкин

Источник: Журнал "Наука и жизнь" №4, 2005 год