продолжавшиеся до самой полночи. Во время отдыха разносились конфекты, вино, пиво и другие угощения. С наступлением полночи составлялась новая процессия. Невесту отводили в назначенный для этого покой. Большей частью ее сопровождали родные и шафера, но случалось, что провожатыми делались все присутствующие. Впереди несли свечи, играла музыка, одним словом получалось впечатление большого торжества. Молодую вел один из шаферов. Когда процессия приходила в опочивальню, шафер усаживал молодую и снимал с её левой ноги башмачок. Этот башмачок передавался потом одному или нескольким холостякам, бывшим на свадьбе. Надо предполагать, что этим подарком высказывалось пожелание, чтобы получающий его поскорей оставил холостую жизнь.
Следующий за свадьбой день начинался тем, что молодые обменивались подарками (М orgengabe). Подарки вообще составляли неотъемлемую принадлежность свадьбы: дарили друг друга новобрачные, последним подносили подарки съехавшиеся на свадьбу гости, родители невесты —в свою очередь—дарили различные вещи гостям и слугам, посылали деньги и пищу беднякам, странствующим ученикам, сторожу главной городской башни, слугам при ратуше, слуге погреба, посещавшегося женихом, его учителю, банщику; не забывали при этом палача и могильщика. Городские советы постоянно стремились уменьшить расходы, соединенные со свадьбами, и, между прочим, ограничивали свадебное торжество одним только днем. Так было, например, в Нюрнберге. Городской совет этого города, определив точно число лиц, приглашаемых на свадьбу, разрешал приглашать л и ц . не бывших на свадьбе, преимущественно подруг невесты и её знакомых дам, на другой день после свадьбы. Для этого устраивался завтрак, главным