К. А. ИВАНОВ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
Ломоносов: жизнь, творчество, эпоха
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

К. А. ИВАНОВ
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
стр. 74

время работы он должен просить у Бога покровительства и помощи, потому что без Бога ничего нельзя сделать... Ученик должен слушать мессу и проповеди по воскресным и праздничным дням и полюбить хорошие книги... Он должен дорожить честью своего мастера и не позорить своего ремесла, ибо оно — свято, и сам о н , может быть, сделается когда-нибудь мастером над другими, если захочет того Бог, и если сам он того заслужит... Если ученик теряет страх Божий в сердце своем или грешит непослушаньем, его должно сурово наказывать; это принесет благо душе его, а тело должно пострадать, чтобы душа была в лучшем состоянии”... Цеховые уставы, дававшие большие права мастерам над учениками, выражали заботливость и о последних. „Мастер должен так законно исполнять все свои обязанности по отношению к ученику, он должен так верно, так ревностно знакомить его со своим ремеслом, чтобы мог спокойно ответить за это перед Богом". Но виновного мастера постигало также и человеческое наказание. Если случалось, что в конце срока, назначенного для учения, ученик не знал хорошо своего дела, по вине своего мастера, его передавали другому мастеру, а прежний хозяин его должен был внести за него плату, а сверх того установленный штраф в цеховую кассу.

Возведение ученика в звание подмастерья происходило в цеховом собрании. Каждого из мастеров спрашивали о познаниях предстоящего, а последнего спрашивали, не заметил ли он, обучаясь у своего мастера, чего-либо несогласного с интересами его ремесла. Если он заметил что-либо подобное, то обязан был высказаться немедленно здесь же, а потом дать обещанье хранить по поводу этого полное молчанье. После всех этих расспросов, удостоверившись в нравственных достоинствах испытуемого.


  Предыдущая Первая Следующая