И
вот герольды разделили им пополам свет и ветер, сравняли копья, и труба
приложена к устам для вести битвы. Привстав, склонясь вперед, все чуть
дышат, чуть поводят глазами. Сердца дам бьются от страха, сердца мужчин
от любопытства; взоры всех изощрены вниманием..."
А.А.Бестужев-Марлинский,
"Ревельский турнир".
Нетрудно понять причину пристального
внимания к этому захватывающему действу! Эпоха, господствовавшая на земле
между античностью и Ренессансом, вознесет его на пик славы и сделает фундаментом
особой, неповторимой культуры. Вы слышите грохот турнирного доспеха, рукоплесканье
дам, треск сломанных копий? Воистину, это твердая поступь Средневековья.
Для нас же само понятие "турнир" так прочно связано с образом
этой эпохи, что вполне уместно отнести его к разряду культурных феноменов,
считать своего рода визитной карточкой рыцарства. Хотя турнирный этос
не идеология замкнутой касты, он довольно быстро проник во все сферы бытия,
трансформируясь и усложняясь по мере укрепления феодализма. Эволюция турнирной
этики - это зеркало, отразившее состояние западноевропейского общества
в его развитии, это воинственная доминанта всей средневековой цивилизации.
Юные сердца и ныне трепещут от пряного хмеля рыцарских романов, считая
турнир порождением Средневековья. Однако истоки его куда древнее. Еще
Тацит упоминал о варварских забавах германцев, славяне тоже не чурались
воинских игр, а торжественные тризны на курганах погибших героев издавна
сопровождались демонстрацией силы и ловкости.
И все же подлинный час турнира пробил именно в Средние века. Воинское
сословье, становясь замкнутым и привилегированным, принесло в завоеванный
мир специфическую этику, и со свойственной ему агрессивностью подчинило
этой этике остальное общество. Родиной классического турнира принято считать
Францию. Говорят, сир Годфрид де Брильи изобрел эту придворную забаву,
прежде чем сгинуть на поле боя в 1066 году. Зерно упало на благодатную
почву, и к XIII веку турниры в Европе расцвели пышным цветом.
Так, по преданию, родился средневековый спорт. Спорт элитарный, доступный
лишь благородному. В нем оттачивалась техника боя, апробировались новшества
экипировки, накачивались мускулы, шлифовался кастовый этос. Иными словами,
креп сословный дух и приобреталась столь желанная слава! К XIII веку мы
имеем дело с тремя видами турниров : собственно ристалищем, джострой и
багардо.
Ристалище наиболее архаично и максимально приближено к настоящей битве.
Весьма популярное во Франции и Германии, оно не прижилось в купече-ской
Италии: гуманизму вольных городов претила свойственная ему жестокость,
дороговизна организации, массовость и непредсказуемость побоищ. Ристалище
слыло самой опасной разновидностью турнира, но техника его была предельно
проста: два конных отряда с капитанами во главе по сигналу устроителя
сближались, постепенно ускоряли ход и сшибались в жестких поединках, стремясь
пленить или обезоружить противника. Хотя оружие ристалища было преимущественно
спортивным - тупые мечи, деревянные палицы, доспех дополнительно укреплен,
на практике турниры порой перерастали в кровавую бойню. В сутолоке и боевом
запале, охватившем такую рубку в Нессе в 1240 г., пятьсот тяжелых латников
пали под копытами боевых коней. Поэтому к XIV в. сложился строгий кодекс
чести, дозволявший лишь секущие удары сверху вниз и запрещавший колоть
и бить плашмя.
Несмотря на свою жестокость и непрогнозируемость, турниры обрели неслыханную
популярность в Европе. Ведь это был грандиозный праздник, требовавший
тщательной подготовки. Хозяин турнира задолго рассылал во все концы герольдов
с приглашениями сразиться. К назначенному дню собиралось несколько десятков
рыцарей с пажами и оруженосцами. Пока со всей округи съезжались гости,
хозяин выбирал живописное поле за стенами замка. Оно обозначалось двойной
оградой - деревянной и веревочной, а по сторонам вырастали трибуны и навесы
для судей и дам. В канун же турнира сюда сходился любопытный люд поглазеть
на красочную выставку щитов. Тут уж каждый рыцарь старался не ударить
в грязь лицом! Еще бы, ведь на карту ставились честь, престиж и судьба!
Щиты пестрели пышными гербами, будущие соперники гарцевали поблизости,
сияя начищенной броней. Мерно покачивались яркие перья на шлемах, парили
в небесной лазури причудливые фигурки нашлемников, чинно ступали могучие
латные кони, сверкая золотом попон... Кому какое дело, что завтра все
это великолепие сметет, сомнет и растопчет в поту и пыли неудержимый воинский
раж, слепой ратный задор! Не беда! Зато ослепительно вспыхнет чья-то счастливая
звезда, кому-то сладко улыбнется фортуна, вознесет кого-то слава на вершину
блаженства! Так, постепенно суровые ранние ристалища перерождались в изысканные
дуэли. Боевая тренировка, ратный навык отошли на второй план, уступив
амбициозному напору охотника за личной славой! Поэтому в XIII-XIV вв.
рыцарская вольница, тяготевшая к индивидуализации, возвела на трон популярности
не массовый турнир, а благородную джостру.
Итак, джостра - прообраз дуэли. Излюбленное зрелище нежных дам и раздолье
рыцарской отваге. Джостра - поединок, где цена победы - плен или смерть.
Впрочем, со временем угроза летального исхода таяла, а зрелищность и изощренность
правил, напротив, росли. К XIV веку оформился классиче-ский турнирный
доспех. Надежные шлемы салад и басинет, шпоры и седла с высокой лукой
- все это позволило существенно усложнить технику ближнего конного боя,
а также регламентировать и классифицировать удары. Поэтому с XIV века
состязательный аспект джостры затмевает собой все прочие! Арбитры и нотарии
тщательно фиксируют "пики" - удары и заносят их в специальный
реестр. Символ джостры - копье. Критерий ценности удара - высота. В шлем
- знатно, в шею - похуже, но тоже недурно. А ниже пояса - позор, это за-прещено!
Приоритет отдадут самому искусному рыцарю, чей "рейтинг" ударов
наиболее высок. Он и получит обещанную награду. Впрочем, нередко поощрялось
и славное второе место.
Такова благородная джостра. Однако и ее затмил всеобщей популярностью
третий вид турнира - багардо. Что за странное название? Не удивляйтесь,
так на одном из итальянских наречий именовали палку-копье - единственное
оружие этой игры. Секрет популярности очевиден - багардо доступно всем,
даже новичкам и даже простолюдинам; багардо безопасно, стремительно, зрелищно,
легко организуемо. Даже поле ему не требуется - подойдут городские улицы,
площади и дороги. Выезжай поодному да покажи восторженной толпе ладную
стать, воинскую выправку, твердость руки и роскошь костюма. Вихрем промчись
по прямой, сломай прочное копье о землю или окно возлюбленной, сорви поцелуй
с ее уст, гром аплодисментов - и ты герой сей суетной забавы со звучным
именем "багардо"! В эпоху позднего средневековья багардо станет
подобием разгульного карнавала с единственной целью - демонстрацией модных
одежд и чудесных драгоценностей. Что и прельщало богатую Италию, где любое
значительное событие, будь то джостра или церковный праздник, оттеняло
багардо молодежи, купцов и ремесленников.
Итак, природа турниров эволюционировала от сугубо функциональной, воинской,
до вычурной и карнавальной. Ни санкции церкви, еще в XII веке грозившей
на Реймском соборе отлучить любителей турниров, ни гнев королей, терявших
в бесполезных стычках цвет войска, ни ропот бюргеров, возмущенных громадными
тратами на их устроение и выкуп пленников, не в силах были приостановить
победное шествие турниров! Воинственная каста считала их идеалом сословной
солидарности и как зеницу ока хранила свои привилегии.
Но ничто в этом мире не вечно. Где века запретов оказались бессильными,
там тихой сапой пробралась человеческая жадность. Постепенно награда и
денежный приз стали самоцелью. Спорт любительский неизбежно обернулся
спортом профессиональным. Идея турнира подтачивалась исподволь роковым
противоречием: мораль требует презирать деньги, а дух наживы уж царствует
повсюду. Да и жемчужина рыцарского этоса - Культ Дамы - скользит к пустому
эротизму. В конце турнира Дама почти обнажена, ибо каждый подвиг рыцаря
на арене возна-граждается частицей ее одеяния. Со второй половины XV столетия,
с ростом централизованных государств, куртуазная претенциозность окончательно
поглотит турниры. Ценности станут иллюзорными, джостры будут разыгрывать
подобно спектаклям, на сюжеты знаменитых рыцарских романов с сентиментальными
названиями "Фонтан слез", "Дерево Карла Великого"...
А после страшной гибели короля Генриха II, приключившейся на турнире в
1589 г., последние проблески героического средневековья угаснут сами собой.
Мир вступит в новую эпоху, где не найдется места турнирам.
Правда, еще в XIX в. отдельные мечтатели попытаются их возродить, но тщетно!
Возможно, мир осиротел, как сиротеем мы, взрослея и прощаясь навсегда
с пылкими забавами детства. Рыцарский дух ушел в небытие, увлекая за собой
свое земное воплощение, имя которому - турнир...
А. Скакальская
|